Posted 2 марта 2015,, 07:11

Published 2 марта 2015,, 07:11

Modified 31 марта, 09:11

Updated 31 марта, 09:11

Временное озарение рассудка

2 марта 2015, 07:11
Максим Горюнов
Госканалы на удивление сдержанно освещают тему убийства Немцова. Но достаточно заглянуть на страницы аккредитованных и утвержденных патриотов, чтобы понять, насколько мимолетно это отклонение от выбранного курса и как мало в нем надежды.

Репортаж об убийстве Бориса Немцова в дневных новостных выпусках на Первом канале сделан так, будто на календаре сейчас февраль не 2015-го, а 2013-го или даже 2012-го. Никакой патриотической истерики насчет либерального, «предательского» прошлого, ни одного упрека в пособничестве «украинской хунте». Киевской темы нет совсем. Русская весна забыта. Борис Ефимович представлен как политик и бизнесмен с яркой судьбой и трагической смертью. И ничего кроме.

Где привычное кривляние националистов? Где фрики с «Антимайдана»? Если бы человек впал в летаргический сон в ноябре 13-го и проснулся в ночь с пятницы на субботу, он бы не заметил стилистической разницы и решил, что в стране ничего радикально не изменилось. Что россияне по-прежнему мирно живут на нефтяную ренту и нехотя ругают правительство за необременительное для их кошельков воровство. Это впечатление укрепила бы и скорость, с какой было дано разрешение на поминальное шествие в самом центре столицы, и мгновенная гуманная реакция первых лиц. В 2013-ом так и было.

Но на улице - февраль 2015-го. Страна почти на военном положении. Не хватает лишь закрытой границы и всеобщей трудовой повинности в виде рытья окопов на дальних подступах к Москве. Остальные военные радости - в полный рост и с добавкой. Россия присоединила Крым, против нее введены санкции, экономика тает на глазах, идет война на Востоке Украины, ежедневно гибнут люди.

Официальные российские медиа напоминают бредовые сны сильно пьющего отставного военного. В кровавом тумане плывут распятые дети, бараньи шапки, поднимаются к небу и распадаются в пыль ядерные грибы. Пелевин и Сорокин, объединив усилия, вряд ли придумали что-нибудь более ирреальное и дикое.

И вдруг - этот луч света в темном царстве. Вконец, казалось бы, очумевшие от кокошников журналисты госканалов снимают карнавальные костюмы, принимают тройную дозу успокоительного и возвращаются к норме.

Как такое возможно? Откуда? Разве не должны сейчас казаки служить благодарственный молебен об убиении еще одного заклятого врага России? Разве люди с полосатыми флагами, кричавшие на прошлой неделе гадости о Майдане, не рады этой смерти? Разве логика официальной пропаганды не требует злорадства и ненависти? Ведь Немцов за минувший год дал десятки интервью украинским СМИ, в которых умело и едко критиковал возвращение России к имперскому проекту. А сколько он наговорил про Новороссию? А как он распекал российское правительство перед европейцами и американцами? Борис Ефимович - по всем статьям «враг» и «предатель». И тут - такой зигзаг.

На месте убийства - цветы и свечи, внятные люди, скорбные лица. Балаган Джигурды и Хирурга, как по мановению волшебной палочки, убрался в ту грязную нору, откуда был вызван накануне страшных событий прошлой весны.

Что это? Власть одумалась? Поняла ошибки? Сменила ставки? Теперь она, как и раньше, сочувствует образованным классам и чурается черносотенных настроений?

Ситуация такова, что никто точно не знает, включая, наверное, и саму власть. Сейчас Кремль говорит, что это было заказное убийство и провокация против России. Вот только власть задала такую низкую планку недоверия к своим словам, что теперь вряд ли отыщется кто-нибудь в здравом уме и твердой памяти, кто ей поверит. Власть играла словами и раньше, начиная с 93-го, но то была игра по мирным правилам. За ними не стояла кровь. А нынче — стоит, и этот неожиданный, алогичный возврат на пятнадцать месяцев в прошлое скорее устрашает, чем вселяет надежду.

Если человек долгое время вел себя как относительно нормальный, потом на ровном месте впал в паранойю, потом стал опасен, а затем на сутки вдруг снова сделался относительно нормален, то это вовсе не значит, что свершилось чудо и он выздоровел. Совсем наоборот. Такое возвращение к норме, как бы докторам и близким ни хотелось назвать его окончательным, скорее всего, есть лишь момент в течении болезни. Уже завтра, на третий день, через неделю больной опять сорвется, и окружающие, оберегая свое здоровье, вновь будут вынуждены сторониться его и избегать.

К сожалению, признаки высокой вероятности такого развития событий налицо. Достаточно заглянуть на страницы известных всей стране аккредитованных и утвержденных патриотов, чтобы увидеть, насколько мимолетно это отклонение от выбранного курса и как мало в нем надежды.

Пройдет панихида, пройдут похороны - и медиа обратно затопят хоругвеносные ряженые орды с жадными очами.

Максим Горюнов