Posted 30 мая 2016,, 14:47

Published 30 мая 2016,, 14:47

Modified 31 марта, 03:10

Updated 31 марта, 03:10

«Гравити Фолз» и проблема апокатастасиса

30 мая 2016, 14:47
Мультипликационный сериал «Гравити Фолз» — это лучшая в мире метафора взросления, медленно протекающих детских дней, наполненных захватывающими и уникальными событиями.

Мультипликационный сериал «Гравити фолз» — это лучшая в мире метафора взросления, медленно протекающих детских дней, наполненных захватывающими и уникальными событиями, как до, так и после ужина. Самое главное, «Гравити Фолз» наглядно объясняет, что ты чувствуешь, когда тебе 13 лет и заканчивается лето и школьные каникулы. Единственный способ объяснить это — сослаться на конец света, в мифологии «ГФ» — Странногеддон. Именно Странногеддон приходит, когда тебе нужно прощаться с пыльными улицами далеких и загадочных городов и дач, где живут твои дикие и прекрасные родственники, которых ты больше никогда или по меньшей мере еще целый год, что-то же самое, не увидишь.

Один из вопросов христианской теологии связан с посмертной судьбой грешников. Изначально было как минимум две версии. Одни христиане говорили, что бог настолько добр и благ, что простит и этих грешников, и самого сатану, и в конечном итоге спасет всех от смерти, и поселит с собой в раю — играть в городки и точки. Другие христиане, у которых были кустистые брови и которые умели хмуриться сурово, отвечали «нет». Бог бесконечно добр, но грех не менее велик. Если бог в конечном итоге простит всех, то какой же смысл быть молодцом и кланяться патриарху Кириллу. «Нет», говорили суровые христиане, которых потом за это назвали ортодоксами, грешники будут гореть в аду, и уж точно не спасутся никогда. Сатане нет прощения, как и всем, кто не с нами. Ортодоксы, как понятно из термина, в конечном счете победили. Их оппоненты — среди них был Ориген — сошли на нет в первые, темные века нашей цивилизации. Ориген между делом отрубил себе половой член, чтобы не отвлекаться от мыслей о творце всего сущего. Его доктрину всепрощения грешников, известную как апокатастасис, осудили как еретическую.

Так вот, «Гравити Фолз» предлагает простить всех. Простить время за то, что оно идет вперед. Лето за то, что оно кончилось. Стэна Пайнса за то, что он жулик. Хижину чудес за то, что в ней нет чудес. Пасифику Нортвест за то, что она бешеная сука в пяти поколениях. Венди за то, что любовь невозможна. Малыша Гидеона за то, что он гад. Простить братьев за то, что они предали братство, и девочку Гренду за то, что в ней нет женственности. Монстров за то, что они страшны, и гномов за то, что они глупы. И самого себя за то невыносимое обстоятельство, что это все еще ты сам, глупец и монстр. «Гравити Фолз» — это конец света, после которого все, включая грешников, спасутся. Только Билл Сайфер, местный сатана, под вопросом, но и его больше нет.

Поразительно в этой истории, пожалуй, то, насколько высокоморальные мультфильмы, пропагандирующие семейные ценности, производят американские продюсеры. В современной культуре дано несколько ответов, как полюбить свою семью, — например, ответ «Симпсонов», ответ «Южного парка», — но только в «Гравити Фолз» в качестве действующего персонажа выведено безжалостное время. Сериал отвечает на вопрос о том, как полюбить свою семью, когда ты стареешь — тебе только что стукнуло тринадцать, и шаг за этот горизонт грозит концом света/лета.

Трагедия под названием «судьба» неизбежна, от нее не скрыться в идеальном мире, где лето никогда не кончается — ни в мечтах, ни в реальности нет способа отклонить то, что должно случиться. Первая случайная влюбленность остается единственной, потому что ни одна из остальных не может быть этой, настоящей. В конечном счете мальчик по имени Диппер станет мужикотавром и умрет, обшитый толстой непробиваемой кожей. Но за горизонтом лета раскрывается величественная сцена вечного возвращения — будут другие мальчики, новые братья, из гроба встанет Венди в подвенечном платье, и мы поплывем к Южному полюсу на линейном корабле (manowar) человеческого гонора.

Все настоящие истории кончаются одинаково: смертью и обещанием, что мальчик и медвежонок будут всегда играть на опушке леса.

Прочитать оригинал поста Кирилла Мартынова с комментариями читателей его блога можно здесь.