Posted 26 сентября 2016,, 14:13

Published 26 сентября 2016,, 14:13

Modified 31 марта, 01:46

Updated 31 марта, 01:46

Партия второго пришествия

26 сентября 2016, 14:13
Иван Преображенский
Объявление Вячеслава Володина будущим спикером Госдумы оказалось не финалом, а наоборот, началом нового этапа кадровых перестановок.

Кто займет кресло Володина в Кремле — таков главный политический вопрос конца сентября. Сразу после выборов, когда стало ясно, что первый заместитель главы администрации президента РФ переходит в Госдуму и станет ее спикером, было названо сразу несколько кандидатур, которые могли бы заменить его на ключевом посту куратора всей внутренней политики страны. Среди них чаще всего упоминалось имя губернатора Московской области Андрея Воробьева, у которого есть подходящий опыт работы – в свое время он возглавлял центральный исполком «Единой России». Тем более за ним, как пишет пресса, стоит мощная фигура министра обороны Сергея Шойгу.

Еще одним возможным кандидатом рассматривался Павел Зенькович, нынешний глава управления по общественным проектам кремлевской администрации. Он удобен тем, что не связан ни с одним из крупных российских финансово-экономических кланов. Называли и несколько других еще менее известных широкой публике кандидатур.

Но затем всех вдруг затмил Сергей Кириенко. В прошлом это самый молодой глава правительства России (в 1998 году, когда он пять месяцев проработал премьер-министром, Кириенко исполнилось всего 36 лет), один из лидеров блока партий «Союз правых сил», шедшего в 1999 году на парламентские выборы как политическая сила, поддерживающая Владимира Путина, а ныне глава госконцерна «Росатом», чей портфель долгосрочных заказов превысил в конце 2015 года, по официальным данным, $300 млрд.

Неудивительно, что многие сразу усомнились в реальности такого назначения - зачем рисковать миллиардами долларов ради внутренней политики? Однако сомневающиеся тут как раз ошибаются: эти миллиарды «Росатома» столь же призрачны, как и сорвавшийся контакт на достройку энергоблока на чешской АЭС «Темелин», конкурс по которой был отменен после победы российской компании. Причем надо также помнить, что большинству заказчиков новых АЭС Россия, по условиям заключенных соглашений, чаще всего сама же должна выдавать кредиты, про которые неизвестно, будут ли они когда-нибудь возвращены.

А вот внутренняя политика весьма материальна. Экономическая ситуация ухудшается и власть зачастую сдерживает ее как раз политическими методами. Не говоря уже о том, что в 2018 году предстоят президентские выборы, от исхода которых ситуация в стране в целом, в том числе и будущее «Росатома», зависит явно сильнее, чем от контрактов с иностранными партнерами.

Наконец, последний аргумент совсем прост — сам Кириенко до назначения в «Росатом» не имел практически никакого представления об атомной промышленности, так что заменить его будет не так сложно, как кажется.

Другой вопрос, почему именно Кириенко? Начинать надо с 1998 года, когда он стал удобной фигурой, на которую потом повесили всю ответственность за экономический кризис и дефолт. Как раз в период его недолгого пребывания на посту главы правительства Владимир Путин стал директором ФСБ.

Затем, в 1999 году, Кириенко и Анатолий Чубайс уговорили часть российских либералов объединиться в блок «Союз правых сил» на парламентских выборах и вновь поддержать Владимира Путина, на тот момент, уже председателя правительства.

В 2000 году нынешний глава российского государства впервые занял президентский пост. После этого Кириенко ушел на второй план, и из запоминающихся должностей, помимо «Росатома», занимал разве что пост полпреда президента в Приволжском федеральном округе. Там он пытался (правда, не слишком успешно) заставить «национальную вольницу», в первую очередь, Татарстан и Башкирию, привести свое законодательство в соответствие с федеральным.

Зато, возглавив «Росатом», Кириенко сумел основательно укрепить эту госкомпанию. Помогло в этом, в том числе, его увлечение Японией и в целом восточными культурами. Это, кстати, роднит Кириенко с новым главой администрации президента Антоном Вайно, который, как известно, по первой своей специальности японист.

В то же время, Кириенко за прошедшие годы, похоже, удалось очистить свое имя от былого негатива. Например, в 1998 году ходили слухи, что он симпатизирует сайентологам, которых в России и некоторых других европейских странах часто называют тоталитарной сектой. Теперь Кириенко — прихожанин Русской православной церкви, о чем даже написано в его официальной биографии. Причем дружит он в РПЦ отнюдь не с последними людьми.

В период недолгого пребывания Кириенко на втором по значимости посту в государстве было принято шутить над его молодостью - из-за неожиданности назначения нового премьера прозвали «киндер-сюрпризом». Прошедшие с тех пор 18 лет исправили и эту проблему - теперь Кириенко уже за пятьдесят, возраст для серьезной должности в России вполне приемлемый.

Но, главное, в узких околокремлевских кругах знают, что Кириенко — жесткий, эффективный и совершенно нелиберальный управленец, а его компания «Росатом» - один из основных инструментов продвижения интересов Кремля за рубежом. Так что он и правда может оказаться оптимальным кандидатом на место Вячеслава Володина, особенно с точки зрения необходимости организации и проведения будущих президентских выборов.

Как бы то ни было интрига разрешится в самое ближайшее время – пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков обещает, что «с большой долей вероятности» указ главы государства о назначении первого заместителя главы администрации Кремля появится в течение ближайших десяти дней.

Иван Преображенский