Posted 11 января 2017,, 01:03

Published 11 января 2017,, 01:03

Modified 31 марта, 00:37

Updated 31 марта, 00:37

Откуда у парня канадская грусть?

11 января 2017, 01:03
Николай Ульянов
Зарубежная диаспора — вовсе не панацея для Украины, какими бы должностями ни обладали ее представители.

Христя Фриланд, украинка по происхождению, назначена на должность министра иностранных дел Канады. На Украине сегодня это большая новость, ведь эта страна, по официальному мнению, сильна своей диаспорой. А еще украинка «в анамнезе» Фриланд (интересно, кто ей или ее родителям придумал такую говорящую фамилию) входит в санкционный список России, ей запрещен въезд в РФ. То есть мадам министр, если, например, захочет провести переговоры с Лавровым, будет вынуждена это делать в третьей стране. Если Лавров на это согласится. А скорее назначение говорит о том, что Канада не заинтересована в улучшении отношений с Россией.

И это тоже вполне понятно в русле всех последних дипломатических демаршей Канады, которые объясняются просто — в стране очень много этнических украинцев, и начало этому потоку мигрантов из незалежной было положено не с приходом «вежливых людей» в Крым, как кому-то могло бы подуматься, а гораздо ранее — после 1917 года, и даже раньше.

Но вот вопрос — а выгодно ли это самим украинцам. В мире известен такой феномен, когда талантливые и даже выдающиеся мигранты из устоявшихся, традиционных государств растворяются в новой среде, быстро меняя имена, фамилии, бэкграунд. Например, выходцы из России в среднем (кроме гениев вроде Солженицына и Ростроповича, но таких единицы) именно так себя и ведут после выезда на ПМЖ. Андреи становятся Эндрю, Александры Алексами, фамилии тоже быстро американизируются. Личность по сути меняется, и для кого-то это даже лучше, вылупляется своего рода новый человек, лишенный грехов прошлого.

С украинским миграционным транзитом история иная. Мне кажется, во многом это связано с тем, что украинцы, в отличие от русских и представителей других народов, бежавших от печалей советского строя (ныне пропагандистами в РФ красиво перекрашиваемых в традиционные обычаи, что, признаться, бесит), делали это коллективно. Вероятно, на Украине вообще хуторской коллективизм — доминирующее социальное явление, вопреки поговорке о сале, которое надо перепрятать. Отсюда и конфликт села с городом, завершившийся на данный момент победой первого. Но это лирическое отступление.

Итак, коллективное бегство украинцев. Мне хорошо запомнился один любопытный случай. В начале 2000-х годов мне довелось по приглашению Госдепа съездить совсем на халяву в Америку. Много кто отметился такими поездками, например, нынешний рупор Кремля г-н Киселев, поэтому мне перед родиной совсем не стыдно. Поездка была вполне себе поучительной, Госдеп в грязь лицом не ударил (разве что Билла Гейтса на месте не застали, но нашли какого-то его зама или вроде того). И был еще интересный перелет, кажется, из Денвера в Сиэтл, но за давностью лет уже могу и ошибаться. Там, в Боинге 700-й серии, по ощущениям, летел целый украинский хутор. Бабки ходили по салону в домашних халатах и мягких тапках, дети орали дурными голосами, как, собственно, и всякие другие детишки в самолетах, везде слышались характерная мова либо суржик. Мы, гости из России, аккуратно поинтересовались у сопровождавших нас представителей Госдепа, что за праздник. Те пояснили — какая-то церковь (или секта, даже им было не вполне понятно) вывозит украинский хуторок целиком (!) в Канаду, к братьям по вере. И добавили — это массовое явление, украинцев вывозят на новую родину самолетами-пароходами уже давно. Как в известном советском анекдоте про попугая-эмигранта: хоть трупиком, хоть чучелком, но нафиг из этой страны!

Так вот, о пользе этнических корней в сложные моменты истории. Я понимаю, когда люди бегут с родины, которая находится под сапогом оккупанта или фанатиков (как в 1917 году в России). Совсем не понимаю бегства целыми селами после прихода полной свободы и независимости от ненавистного режима (коммунистического, москальского, ордынского, какого угодно). И вовсе не понимаю надежд оставшихся на тех, кто сбежал, либо их потомство. Ну правда, в чем интерес для граждан Канады в улучшении жизни на Украине? По логике, интерес у них должен быть обратный — сделать все для того, чтобы поток украинцев в Канаду расширялся, добавляя этническим вожакам благодарного электората. Это, может, и богомерзко, но вполне в духе «реал политик».

Отсюда вопрос — а выгодны ли такие назначения самой Украине, нужно ли ей стимулировать отток граждан? Ведь по самым скромным подсчетам, реально в стране находятся не более 30 млн человек (из 40 млн заявленных). Уезжают на ПМЖ, как известно, самые активные и работоспособные. Вот и считайте, как будет крепнуть экономика Украины от таких «усилений тылов».

Какова мораль этой заметки? Не все, что выглядит белым, таковым и является. Реальная жизнь всегда хитрее искусственных конструкций или умозаключений и иногда может жестоко наказать. Например, как в случае с избранием г-на Трампа, которое высоколобые товарищи в Штатах никак не прогнозировали.

Николай Ульянов