Posted 2 февраля 2017,, 15:46

Published 2 февраля 2017,, 15:46

Modified 31 марта, 00:21

Updated 31 марта, 00:21

Минск снова заграница

2 февраля 2017, 15:46
Иван Преображенский
Россия де-факто восстанавливает границу с Белоруссией. И это несмотря на участие этой страны во всех возможных интеграционных процессах с Москвой.

Глава ФСБ России Александр Бортников приказал установить с 7 февраля пограничную зону в регионах России, граничащих с Белоруссией. Речь идет о Смоленской, Брянской и Псковской областях. Появится ли в этой зоне, что было бы логично, полноценный таможенный и пограничный контроль, пока неясно.

Решение принималось без широкой огласки, так что заметили его не сразу. На портале правовой информации России приказы (по каждой области отдельно) публиковались постепенно с 26 по 29 января. Официальное обоснование — «создание необходимых условий охраны государственной границы РФ». При этом в Центре общественных связей ФСБ России утверждают, что таким образом не усложняют, а напротив облегчают ситуацию на белорусско-российской границе, которая в рамках Союзного государства России и Белоруссии (СГРБ) являлась последние годы фактически административной.

«В связи с отсутствием пунктов пропуска на российско-белорусском участке государственной границы, где производится пропуск через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ее пересечение гражданами третьих стран не представляется возможным», — заявили газете «Коммерсант» в ФСБ. Из-за этого, как объясняют представители российских спецслужб «основания для пересечения российско-белорусской границы гражданами третьих стран даже при наличии надлежаще оформленных документов, дающих право на пребывание на территории Российской Федерации и Белоруссии (визы, вида на жительство, разрешения на временное проживание, миграционной карты) не имеется». А это значит, что «к нарушителям могут применяться санкции в соответствии с российским законодательством».

Теперь же после того как, в соответствии с приказом Александра Бортникова, ФСБ установит «места и время для въезда и прохода лиц, а также транспортных средств в пограничную зону», а также организует «установку предупреждающих знаков» проблема будет решена. Правда, судя по всему, все же за счет создания пограничного контроля с последней страной, с которой Россия его не имела благодаря участию Белоруссии сразу во всех возможных интеграционных процессах с Москвой — СНГ, ОДКБ, Евразийском экономическом союзе и Союзном государстве.

А аппарате СГРБ, кстати, уверены, что граждан России при пересечении белорусской границы никак ущемлять не будут. «По нашему представлению, в первом приближении речь идет не об ограничениях в пограничной зоне, а об упорядочении перемещения граждан Беларуси и России. Для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь, следующих автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, ничего не изменится», — полагает госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии Григорий Рапота. Однако по его же словам, постоянный комитет СГРБ пока еще только «изучает этот вопрос и, с учетом полученных разъяснений, сопоставляет с той правовой базой, которая существует».

Так или иначе, тенденция налицо — расширение и углубление интеграционных процессов остановилось и откатывается вспять. Напоминать сейчас российским властям о том, что еще совсем недавно прозрачная граница с Белоруссией считалась примером, на основании которого в будущем удастся построить единое евразийское пространство, уже явно не имеет смысла.

Россия добивается от официального Минска выплаты долга за газ, снижения пошлин на прокачку по белорусской территории нефти, еще раньше выдвигалась идея (Александром Лукашенко не поддержанная) о создании в районе города Гродно российской военной базы.

В свою очередь белорусская сторона добивается получения кредита из кризисного фонда ЕАЭС, снижения цены на газ и увеличения сокращенных Россией поставок нефти по льготным же ценам, свободного доступа белорусских товаров на российский рынок в рамках Таможенного союза (и нового евразийского таможенного кодекса). Ну и, кстати, сохранения прозрачной границы, по крайней мере, на словах.

В реальности же власти Белоруссии, похоже, на последнее уже давно не рассчитывали. Иначе бы, вероятно, обсудили заранее с Россией свое недавнее решение о введении безвизового режима для граждан 80 стран, въезжающих не более, чем на пять дней через аэропорт Минска (подробнее об этом читайте здесь).

В Москве тогда официальная реакция внешне была очень мягкой — мол, это внутреннее дело Белоруссии. Но позднее разнообразные «эксперты в области безопасности» и «говорящие головы» в российских бойцовских ток-шоу по геополитике в один голос начали разъяснять, что Минск пытается «убежать от России на Запад». При этом про безвизовый режим для иностранцев в минском аэропорту говорилось, что хотя он и не касается рейсов в Россию, но все равно создает дополнительную террористическую угрозу для нашей страны.

Реакция на информацию о введении погранзоны также весьма показательна. Пресса начала массового перепечатывать сообщение агентства «Регнум» с заголовком «Лукашенко готовится выйти из ЕАЭС и ОДКБ», в котором со ссылкой на неясный анонимный источник говорится, что Россия якобы не станет реагировать на гипотетические попытки Белоруссии отказаться от интеграции с Россией.

В свою очередь депутат Госдумы Константин Затулин заявил журналистам, что хотя власти Белоруссии публично не выступают против Союзного государства, их решение о безвизовом въезде для граждан 80 стран означает риск того, что в Россию смогут проникнуть нежелательные для нее граждане. «Я с сожалением отмечаю, что мы идем к восстановлению русско-белорусской границы, то есть если дело так дальше пойдет, к утрате того главного достижения, которое было достигнуто за годы всяких попыток создать и закрепить Союзное государство России и Белоруссии», — цитирует депутата РИА Новости.

Мягче всех (как, впрочем, и во время предыдущих обострений российско-белорусских отношений) выступил пока МИД РФ. Посол России в Минске Александр Суриков в своем комментарии также заверил, что для граждан России и Беларуси установление пограничной зоны ничего якобы не меняют. «Если через автомобильные пункты пропуска граждан третьих стран не пускают, то через авиационные они могут попасть. Например, у нас с Грузией визовый режим, а у Беларуси — безвизовый, мы пока на это дело смотрим вприщур, но уже в аэропортах начинаем за гражданами третьих стран тоже присматривать. Надо же визу иметь», — пояснил дипломат.

Однако ближе к истине, как кажется, все же не Суриков, а Затулин. Россия де-факто восстанавливает границу с Белоруссией и уже в ближайшее время там начнется полноценный пограничный контроль, по крайней мере, с российской стороны. С трудом верится, что проверять будут только граждан третьих стран, а россияне с белорусами смогут просто помахать паспортом в окно машины (или вагона).

Но это бы еще полбеды. Главное — это продолжающееся обострение отношений между двумя «братскими» (что везде и всюду подчеркивается) народами и странами. С одним «братским» народом у России как государства уже отношения хуже, чем с самыми небратскими. Не к тому же ли подталкивают последние события и в отношении Белоруссии, которая для многих российских геополитиков стоит костью в горле, поскольку они не признают ее полноценным суверенным государством (а белорусов — отдельным народом)?

С такими подходами и до новых «вежливых человечков», как кажется, недалеко, тем более, что белорусская сторона в своей новой доктрине национальной безопасности не скрывает, что стремится защититься именно от такого варианта развития событий.

Конечно, как отмечают многие наблюдатели, последнее обострение происходит на фоне запланированной в Москве встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко, где, как можно надеяться, они решат спорные вопросы по цене на газ, поставкам и транзиту нефти. Но если сиюминутные экономические задачи они решат без труда, то восстановление госграницы, которое в реальности куда более значимо, чем даже цены на газ, явно отменять никто не станет

Иван Преображенский