Posted 4 февраля 2017,, 09:00

Published 4 февраля 2017,, 09:00

Modified 31 марта, 00:20

Updated 31 марта, 00:20

Президент разобщенности

4 февраля 2017, 09:00
Александр Желенин
Стремление нового главы Белого дома «решить вопрос с мигрантами» усиливает раскол в американском обществе.

Периодически в той или иной стране к власти приходят люди, по выражению политкорректной Ангелы Меркель, «живущие в своем мире». В быту такие тоже встречаются. Кого-то из них могут посадить с тюрьму, кого-то в сумасшедший дом, но в обычной жизни они очевидно не так страшны, как в политике. Кто-то может даже числиться забавным или оригинальным — мнения бывают разными. Но, когда такой «оригинал» приходит к власти, да еще в стране, претендующей на мировое величие, дело может обернуться трагедией для миллионов людей, а в конечном итоге — катастрофой для самой этой страны.

В данном случае речь о Соединенных Штатах Америки, их новом президенте Дональде Трампе и его желании во чтобы то ни стало построить «антимигрантскую» стену с Мексикой. Возведение этого масштабного сооружения будет завершено уже в течение ближайших двух лет — об этом накануне сообщил министр внутренней безопасности США Джон Келли.

Указ, согласно которому дан старт этому проекту, Дональд Трамп подписал в конце января — это было одно из первых его решений после инаугурации. Возведение стены с целью защиты от нелегальных мигрантов, проникающих в США из Мексики, было одним из самых громких обещаний Трампа во время его предвыборной кампании. При этом можно сказать, что намерение нового главы Белого дома воплотить в жизнь одну из своих самых спорных идей поражает своей, мягко говоря, непродуманностью.

Для начала чисто символический момент. Берлинская стена, разделившая западную и восточную части немецкой столицы, в длину не превышала 155 километров. И это был позор цивилизованного человечества (на Западе до конца 1960-х годов ее так и называли «Позорная стена», с подачи канцлера ФРГ Вилли Брандта). Барьер, который, по замыслу Трампа, должен возникнуть между США и Мексикой, протянется более чем на 3000 километров. И в число достижений человечества он тоже явно не войдет.

Надо отметить, что стену начали строить задолго до Трампа, еще во времена президентства Билла Клинтона. Но тогда появилось всего около 30 км заграждений. Затем они протянулись уже более чем на тысячу километров. Причем большую часть построили при однопартийце Трампа — республиканце Джордже Буше-младшем.

Стоимость строительства стены на всем протяжении границы с Мексикой может превысить 12 млрд долларов. Трамп каждый раз заявляет, что эти деньги заплатят сами мексиканцы, они категорически от этого отказываются, но президент США уверен, что заставит соседей раскошелиться — он готов ввести двадцатипроцентный налог на импорт товаров из Мексики, чтобы из собранных денег оплачивать строительство. Полемика приобрела такой градус, что мексиканскому президенту Энрике Пенья Ньето пришлось даже отменить намечавшийся визит в США.

Однако одну важную вещь новый глава Белого Дома, который не имеет никакого опыта государственного управления, еще не понимает. Трамп, напомним, в отличие от подавляющего большинства своих предшественников, ни дня не проработал ни губернатором, ни сенатором, ни конгрессменом. Так что ему пока явно невдомек, что деньги в политике решают далеко не все, а способности бизнесмена-переговорщика не всегда смогут помочь на посту главы государства.

Бизнес и политика, конечно, близки, но это все-таки разные сферы. В политике необходимо просчитывать не только собственную выгоду, но и чужой интерес. Тем более, как в случае с Мексикой, если речь идет о ближайшем соседе со 120-милионным населением и 13-й по размеру территорией в мире.

Только для примера. В 2015 году, Мексика, являющаяся одним из крупных нефтедобывающих государств, выручила от продажи нефти в США 18,5 млрд долларов, в то время как денежные переводы на родину работающих в Соединенных Штатах мексиканцев в 2016 году составили 27 млрд долларов.

Трамп, который уже приостановил на 120 дней прием беженцев в США и на 90 дней запретил въезд в страну гражданам 8 государств, ранее давал понять, что готов к самым решительным мерам по борьбе с мигрантами — вплоть до массовых депортаций нелегалов, которых в США, по самым осторожным оценкам, не менее 11 млн человек. Тут ему, кстати, может пригодиться опыт России, из которой недавно депортировали более 600 тысяч мигрантов из Средней Азии, а еще полтора миллиона получили запрет на въезд.

Правда, проблемой для Трампа станет то, что в его стране официально живут около 35 млн мексиканцев, подавляющее большинство которых имеют гражданство США. Кроме того, Трампу не следует забывать, что на президентских выборах, он уступил Хиллари Клинтон три миллиона голосов и выиграл только за счет того, что собрал большее число выборщиков от штатов.

Нынешние действия Трампа лишь углубляют раскол в американском обществе. Так что ему стоило бы задаться вопросом, готов ли он не только к резкому ухудшению отношений с отнюдь не маленьким соседним государством, но и к социальному взрыву внутри собственной страны?

Александр Желенин