Posted 8 февраля 2017,, 12:30

Published 8 февраля 2017,, 12:30

Modified 31 марта, 00:17

Updated 31 марта, 00:17

Знакомые черты неандертальца

8 февраля 2017, 12:30
Сергей Лесков
Новые археологические находки позволяют глубже узнать историю первых жителей Старого Света. Всплывают любопытные параллели с текущим моментом.

Мультикультурализм, взаимное проникновение культур, плавильный котел, мигранты, толерантность — самые популярные термины в мировой политике. Президенты в программах ставят этот пункт на первое место и теряют рейтинг из-за просчетов. Взаимодействие культур — катализатор и, одновременно, индикатор социальных процессов. Мультикультурализм — это наше все, как раньше классовая борьба.

Поскольку настоящее — хорошо забытое прошлое, любопытно вспомнить, когда впервые перед человечеством встала эта проблема? Первый раз на европейских просторах столкновение коренных жителей и переселенцев произошло около 50 тысяч лет назад. В Европе безбедно проживали неандертальцы, а прямиком из Африки прибыли кроманьонцы, они же родимые Homo sapiens. Поскольку эти виды обитали в одной экологической нише, мирного сосуществования не вышло. В итоге 30 тысяч лет назад неандертальцы исчезли как вид.

По исторической шкале совсем недавно — верхний палеолит. В Европе около 600 стоянок, в том числе по всей России, то есть о неандертальцах известно многое. Для сравнения — в России одна тысяча городов. Кстати, на этой неделе исполнилось ровно 160 лет с того момента, когда первый неандерталец был продемонстрирован общественности, хотя тогда скептики приняли его за русского казака-монголоида.

За последний месяц сделаны крупные археологические открытия, которые позволяют глубже узнать историю первых резидентов Старого Света. Всплывают любопытные параллели с текущим моментом…

Прежде всего, окончательно опровергнуты прежние представления о том, что неандертальцы не могли говорить. Академик Вячеслав Иванов считает, что язык неандертальцев базировался на согласных с небольшим вкраплением гласных, что поныне встречается у примитивных народов. Неандертальцы не были чужды прекрасному — наскальная живопись, орнамент на камнях, собирание красивых фигурок. Они ухаживали за стариками и хоронили умерших. Но, в отличие от кроманьонцев, по двое в могилу никогда не ложились, видимо, считая это нарушением нравственного табу.

Неандерталец умел добывать и сохранять огонь, владел приемами коллективной охоты. У него были примитивные орудия из камня — скребло, рубило и нож. Физические данные были внушительны: рост — 180 см, вес — под 100 кг. Словом, неандерталец владел всеми ресурсами природы и, если судить по программам «Дискавери», мог легко выжить в самом диком лесу.

Около 50 тысяч лет назад произошла первая технологическая революция. А именно — появились орудия из кости и рогов (бивни слона и мамонта, рога оленя). Эти орудия придумали кроманьонцы — неандертальцы к инновациям были равнодушны. Инструмент с новой убойной силой позволил Homo sapiens освоить рыбную ловлю и приступить к регулярной охоте на крупного зверя. Это был первый случай в истории, когда технология в области вооружений ускорила прогресс. Всего за 3-4 тысячи лет новые технологии распространились среди всех кроманьонцев Европы. Это привело к резкому росту их численности и, одновременно, к оттеснению неандертальцев на вторые позиции.

Новый жизненный уровень подтолкнул кроманьонцев к строительству постоянных жилищ с ямами для хранения продуктов, а неандертальцы жили на открытом воздухе и жались у костров. Иначе говоря, сохраняли верность традиционным ценностям, а именно — каменным скрепам и скреблам. Это было первое в истории технологическое отставание, и оно обошлось носителям традиционного уклада слишком дорого.

Технологические инновации эпохи палеолита заключались также в экономной (то есть с более высоким КПД) обработке каменных заготовок, что привело к появлению длинных ножей и наконечников для стрел. На смену тяжелым копьям появились легкие метательные дротики и гарпуны. Для рыбной ловли был изобретен рыболовный крючок, а для пошива одежды — иглы с ушком. Появились первые механические приспособления для метания дротиков. А еще — каменные орудия для разделывания туш и обработки шкур. Судя по археологическим находкам, кроманьонцы одевались гораздо изящнее, чем неандертальцы, которые набрасывали на плечи шкуру и были счастливы.

Технологическая культура привела к качественному расцвету первобытного искусства. Наскальные рисунки кроманьонцев и неандертальцев перепутать невозможно. Общество Homo sapiens в социальном плане стало более развитым и структурированным. Появились сложные символы и ритуалы, которые обозначали групповую идентичность. Сейчас бы это назвали бы горизонтальными связями…

Итак, уже в первобытных условиях главнейшим фактором для выживания оказался интеллект и способность к инновациям, а также социальный климат. Впрочем, науку занимает также вопрос: могли ли неандерталец и современный человек обзавестись общим потомством? Тем более что у современного человека, если он не африканец, с неандертальцем 1-3% общих генов от единого предка, который жил 500 тысяч лет назад.

По поводу общего потомства существуют полярные точки зрения — любовь всегда вызывает споры, идет ли речь о романтичном телеграфисте или о пещерном человеке. Судя, по исследованиям генетиков, современная женщина могла бы выкормить ребенка-неандертальца, но послужить для него суррогатной матерью не получилось бы. Было сделано много попыток реконструировать ДНК людей эпохи палеолита. Вывод такой: женская линия у неандертальца и у современного человека резко различаются, но по части мужчин такой категоричности нет. То есть нельзя дать гарантию, что среди наших дедов не было неандертальца. Но нельзя сказать и то, что был. Эта неопределенность породила гипотезу: прародительница Ева в поисках настоящего мужчины спаривалась с кряжистыми и немногословными неандертальцами, предпочитая их вертким соплеменникам. Впрочем, версию о неотразимости мужчин одних народов для женщин других народов приходится слышать и в наши времена.

И все-таки, почему исчезли неандертальцы? Самая распространенная версия сводится к тому, что они не выдержали конкуренции. Современный человек сначала выиграл технологический и экономический спор, а затем элементарно употребили неандертальцев в пищу. Не надо бросать в Homo sapiens камень, в эпоху палеолита все были каннибалами. И вот что удивительно: доминирование в физических кондициях, которое привело бы неандертальца на первобытный олимпийский пьедестал, в реальной жизни его не выручило…

Сергей Лесков