Posted 11 февраля 2017,, 05:56

Published 11 февраля 2017,, 05:56

Modified 31 января, 13:55

Updated 31 января, 13:55

Сериал Франкенштейна

11 февраля 2017, 05:56
Людмила Семенова
Российские телевизионщики попытались совместить несовместимое. Как и следовало ожидать, результат не впечатлил.

На Пятом канале идет новый телесериал, повествующий о суровых буднях российской полиции и приправленный мистикой, — «Майор и магия». Сериалов о преступлениях и расследованиях так много на нашем телевидении, что эту продукцию уже сложно различать и запоминать. Видимо, поэтому создатели данного творения, позиционирующего себя как «народный детектив», всячески старались сделать его непохожим на остальные. Вопрос — стал ли он от этого интересным и качественным.

Завязка такова: майор Амосов из московской ФСО (Константин Самоуков) впал в немилость начальства из-за того, что не захотел идти на «взаимовыгодное перемирие» с чиновником-хулиганом. Его отправляют на малую родину — в провинциальный городок Рязанск — работать следователем в местном РУВД, где он когда-то начинал. Первым делом на новом-старом месте для него становится арест шарлатанки, выдающей себя за колдунью (Мария Берсенева). Для обоих встреча оказывается судьбоносной: «колдунья» внезапно открывает в себе настоящий дар предвидения, а следователь получает шанс узнать правду о давней смерти брата, который якобы покончил с собой. В итоге они создают тандем, раскрывающий загадочные преступления…

В чем же оригинальность этого сериала, если все, что заявлено в сюжете, мы неоднократно видели в различных вариациях?

Во-первых, именно в пресловутой «народности». Такое впечатление, что кто-то прислушался к многолетним жалобам телезрителей на то, что отечественные сериалы показывают какой-то параллельный мир — герои, независимо от профессии и социальной прослойки, живут в прекрасных интерьерах, где нет советской мебели, облезающих обоев, ржавой сантехники, старых холодильников. Там не сушат белье, не выносят мусор и вообще не проявляют заботы о своем жилище. В результате оно выглядит в кадре как бутафория, место работы случайных людей, зачастую не особо увлеченных творческим процессом.

«Майор и магия» визуально построен совсем иначе. Провинцию решили показать не так мило, как в мелодрамах на канале «Россия», и не так ужасно, как в отечественном артхаусе. Видимо, авторы решили, что нечто среднее лучше всего сойдет за правду. Панорамные пейзажи пряничного вида, обшарпанные строения с нелепой планировкой, развозящие молоко лошади, разгуливающие по улицам коровы, таскающие воду на коромыслах люди, продукция российского автопрома на дорогах, герб с лозунгом «Образцовый город Рязанск — гордость страны!», убогая обстановка в квартире, где поселился герой… И все это сопровождается пением самых «народных» артисток — «Бурановских бабушек», причем на английском языке, что довольно странно сочетается с антуражем российской деревни.

Но даже если бы в стремлении к аутентичности авторы не потеряли связь с реальностью, их идея могла бы стать удачной только в том случае, если бы они более четко определились с жанром. В сериале явно есть претензии и на комедию, и на мистику, и в какой-то степени на детектив — создать такой микс не под силу даже самым талантливым киноделам. В российском же творении криминальная линия вообще затерялась, спецэффекты слишком халтурны, чтобы кого-то напугать, а шутки напоминают «Ворониных» без закадрового смеха. Главным комическим персонажем здесь служит напарник Амосова Иван Бычков, который, очевидно, всем и каждому рассказывает, что в его роду всех называют Иванами Ивановичами, потому что «мы, Бычковы, такие особенные!»

На протяжении нескольких серий не покидает ощущение, что и актеры, и создатели хотели просто повеселиться, создать продукт, который не следует воспринимать всерьез. Но в смешном фильме мистика не работает, она выглядит чужеродным элементом и лишь навевает тоску — никаких других эмоций беседы Амосова с колдуньей в ресторанах не вызывают.

Если бы героиня Берсеневой так и осталась аферисткой и помогала майору, используя свой оригинальный ум, получился бы неплохой юмористический детектив (при условии, что и линии преступлений достаточно интересны и свежи).

Если же кому-то милее идея с неожиданно раскрывшимся даром, инфернальной бабушкой и разбуженным проклятием, тогда сериал не должен быть смешным — он должен нагнетать, тревожить, вызывать опасения за героев, даже если знаешь, что по закону жанра им ничего не грозит.

И ведь у нас умеют все это делать: детектив с налетом мистики удачно соединили в сериале «Час Волкова», а в жанре комедийного детектива прекрасно выступили «Гаишники». Да и жизнь «за пределами МКАД» в других криминальных сериалах была показана правдивее и интереснее — посмотрите «Ищейку» или «Сердце матери».

Соответственно, анализировать актерскую игру нет смысла: все, похоже, так нацелились на создание сериала-развлечения, что играть даже не пытаются.

Порадовала развязка во второй серии — таких убийц мы, кажется, еще не видели!

В основном же «Майор и магия» выглядит как два неплохих сериала, которые могли бы получиться, но по экономическим или иным соображениям их слепили в один — о котором, увы, ничего хорошего не скажешь…

Людмила Семенова