Posted 29 марта 2017,, 16:17

Published 29 марта 2017,, 16:17

Modified 30 марта, 23:46

Updated 30 марта, 23:46

«Старые партии» отстали от протеста

29 марта 2017, 16:17
Елена Земскова
Парламентская оппозиция пока еще отказывается признать, что ее время ушло и пора уступить дорогу другим.

Три крупные партии в России — КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», которые у нас по привычке все еще продолжают именовать парламентской оппозицией, не сумели вынести уроки из того, что им не удалось составить хоть сколько-нибудь серьезную конкуренцию «Единой России» на последних выборах в Госдуму. Напомним, в совокупности эти партии получили всего 104 кресла в нижней палате парламента (из 450) и, по сути, ни на что не влияют, так как даже для принятия обычного федерального закона необходимо как минимум 226 голосов.

После дележки постов и комитетов на Охотном ряду думские оппозиционеры полгода сидели тихо. Присматривались к новому спикеру Госдумы Вячеславу Володину, которому, с одной стороны, явно боялись открыто перечить, а, с другой, просто не могли. Разве можно плохо отзываться о человеке, который по сути с барского плеча пожаловал оппозиции руководящие посты сразу в половине парламентских комитетов, хотя по итогам выборов она не могла претендовать и на четверть? Кроме того, он разрешил руководителям фракций нанять на работу советников, а рядовым депутатам расширил штат помощников и т. д.

Так что поначалу публично оппозиционеры возмутились только один раз. Эмоциональные коммунистки Тамара Плетнева и Вера Ганзя отказались заседать после шести часов вечера, заявив, что им «надо кормить мужей».

После этого инцидента, завершившегося, кстати, победой думской оппозиции (депутаты теперь продлевают заседания только по средам, и то редко, а по пятницам работают строго по регламенту), на Охотном ряду снова воцарилась тишина. Наблюдатели даже успели предположить, что если так пойдет и дальше, «думский принтер» скоро отправят на свалку. Так продолжалось до марта, когда лидер ЛДПР Владимир Жириновский неожиданно для многих устроил демарш. Его фракция с шумом (хотя и всего на пару часов) покинула заседание Госдумы в знак протеста против нарушений, которые, по мнению либерал-демократов, имели место при подготовке к муниципальным выборам в Рузском районе Подмосковья. Сам Жириновский пригрозил своим политическим противникам «расстрелами» и «повешениями» после того, как, по его словам, в 2018 году въедет в Кремль.

Демарш ЛДПР, безусловно, ударил по авторитету Володина, которого отправляли руководить Думой с расчетом, что именно он сможет крепко держать парламент в «узде». Между тем, к удивлению многих, спикер не стал жестко наказывать возмутителя думского спокойствия. Хотя ранее Жириновского неоднократно лишали слова за скандальные высказывания, иногда сроком и на три месяца. На этот же раз лидер ЛДПР отделался извинением.

Единороссы же оперативно приняли поправки в думский регламент, наделяющие Госдуму правом указывать депутатам на недопустимость нарушения ими правил депутатской этики. Надо сказать, что речь идет о предельно мягкой мере воздействия на «не фильтрующих» свои слова депутатов, поскольку это не влечет для них никаких правовых последствий.

Между тем, по Охотному ряду поползли слухи, что акция Жириновского не была спонтанной. Таким способом политик якобы попытался напомнить о своем существовании не только Володину, но и президентской администрации. Дело в том, что представители думской оппозиции недавно пожаловались на почти полное прекращение контактов с внутриполитическим блоком Кремля. По их словам, на встречи с руководством АП прекратили звать даже лидеров фракций. Не говоря уже о контактах с отдельными депутатами, через которых ранее Старая площадь вносила в Госдуму наиболее резонансные и непопулярные законопроекты.

Да что там — администрация до сих пор не определилась с новым «куратором» Госдумы после увольнения близкого к Володину замглавы управления внутренней политики АП Сергея Смирнова.

Судя по всему, без пристального надзора со стороны Кремля парламентские оппозиционеры почувствовали себя невостребованными. В Думе их голоса заглушаются монолитным хором «Единой России», а в кремлевской администрации, по слухам, и вовсе вынашивают планы о серьезном переформатировании этих трех партий после президентских выборов. Причем начинать будут якобы с замены старых вождей.

Попыткой протестировать отношение к себе в администрации президента выглядит и намерение фракции КПРФ инициировать парламентское расследование в отношении «дворцов» и «яхт» премьер-министра Дмитрия Медведева. Пока же коммунисты подготовили только проект поручения комитету Госдумы по безопасности с просьбой проверить факты, ранее обнародованные Фондом борьбы с коррупцией Алексея Навального. При этом в КПРФ явно не собираются солидаризоваться с опальным уличным политиком и требуют привлечь его к ответственности, если обвинения премьера в коррупции не подтвердятся.

Очевидно, что коммунисты пытаются усидеть на двух стульях — хотя бы одним боком присоединиться к протесту против коррупции в стране и в то же время дистанцироваться от несистемных политиков с «опасной» репутацией. Если Госдума на следующей неделе примет поручение КПРФ, фракция намерена объявить сбор подписей под проектом постановления о проведении парламентского расследования в отношении Медведева, помимо правительства, возглавляющего еще, напомним, и «Единую Россию».

Для этого коммунистам (у которых в Думе всего 42 голоса) понадобится собрать подписи в общей сложности 90 депутатов. То есть придется обращаться за помощью к «Справедливой России» и ЛДПР. Между тем, депутаты из этих фракций не горят желанием подписываться под документом, у которого нет ни единого шанса обрести юридическую силу. Трудно представить, что «единороссы» вдруг решатся проверить на коррупцию не просто премьер-министра, но и своего официального партийного начальника.

По этой причине «эсеры», например, решили пойти другим путем и уже внесли в Госдуму целый пакет «антикоррупционных» законопроектов. Надо заметить, что их предложения выглядят действительно непривычно. Так, депутаты предлагают ввести наказание за незаконное обогащение, конфисковывать имущество у близких родственников коррупционеров (по аналогии с террористами), заставить декларировать доходы совершеннолетних детей чиновников, а также отменить исковые сроки давности за целый ряд коррупционных преступлений. Вопрос только в том, что у этих законопроектов также крайне малы шансы быть принятыми.

Другими словами, думская оппозиция продолжает демонстрировать свою принадлежность к системе и играть исключительно по правилам. То есть проявлять оппозиционность в рамках допустимого и «не выходить за берега», если вдруг начинает пахнуть жареным. А то как бы по итогам следующих выборов у этих трех партий не оказалось еще меньше голосов, чем сейчас.

Проблема, однако, в том, что такие партии не нужны не только гражданам, но и Кремлю — если принимать на веру то и дело возникающие слухи об их грядущем переформатировании и даже слиянии в одну. Если же политическая обстановка в стране дестабилизируется, ни одна из «старых» партий не сможет не то что оседлать протестную волну, но даже приблизиться к ней.

Ведь КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» фактически влились на правах трех фракций в «Единую Россию», хотя и позволяют себе иногда высказываться против принимаемых Госдумой законов. Вряд ли этого не осознают и сами думские оппозиционеры, которым, тем не менее, не хочется расставаться с высокими зарплатами и привилегиями, которые дарит работа на Охотном ряду.

Мало того, именно оппозиционеры непосредственно участвуют в разработке новых ограничений депутатских свобод. Так, соответствующую рабочую группу возглавляет в Думе не кто иной, как вице-спикер Госдумы от КПРФ Иван Мельников. По инициативе этой группы Госдума недавно уже приняла поправки в свой регламент, ужесточающие правила внесения и доработки в парламент законопроектов. Сделано это было под предлогом повышения качества законотворческой работы, хотя в действительности речь идет о дальнейшем усилении фракционного контроля над депутатами и ослаблении и без того призрачной связи с избирателями.

Оппозиционеры, конечно, стараются демонстрировать свою близость народу. Вносят законопроекты, направленные на защиту и поддержку бедных, борьбу с беспределом в ЖКХ и другие нужные инициативы, которые единороссы под разными предлогами отправляют в мусорное ведро. Однако в нужный момент все три партии прячут голову в песок. Так же случится, судя по всему, и в апреле, когда с очередным ежегодным отчетом о своей работе в Госдуму придет Дмитрий Медведев. Ведь главное — не раскачивать лодку, убеждены на Охотном ряду.

Елена Земскова