Posted 30 апреля 2017,, 21:01

Published 30 апреля 2017,, 21:01

Modified 31 января, 15:04

Updated 31 января, 15:04

Зачем начальству Первомай?

30 апреля 2017, 21:01
Александр Желенин
Помимо прекрасной телекартинки, народу надо обеспечить нечто, что напомнило бы ему о былом величии и благополучии.

Объявлено, что 1 мая в Москве, как и в других крупных городах России, пройдут официальные праздничные шествия «профсоюзов и трудовых коллективов». Шествия естественно разрешенные и заранее спланированные. В столице по Красной площади должны пройти сто тысяч москвичей, радостно отмечающих аморфный праздник весны и труда, суть которого выражена в его названии. Весна, тепло, солнышко — хорошо! Да, ну и трудиться не забывай, радуй работодателя и руководство страны.

То, что раньше этот праздник назывался День международной солидарности трудящихся, сегодня стараются не вспоминать. Не дай бог трудящиеся и впрямь начнут выказывать солидарность другим трудящимся в других странах, а те — нашим. Тут такое начнется…. Не надо нам этого! Пусть солидаризуются со своим правительством и благодетелем-работодателем.

Уверен, что мероприятие действительно будет массовым — с бюджетников, которые видимо и составят основу ликующих толп, берут подписку об обязательном присутствии. Попробуй не приди…

В Москве, впрочем, также пройдет и «альтернативная» демонстрация. Властями согласовано шествие под эгидой одной из фракций коллективной правящей партии — КПРФ. Не сложно предположить, что среди их лозунгов обязательно будет что-то вроде «Долой правительство!», благо коррупцию и «Димона» критиковать сегодня совершенно безопасно.

А вот более серьезным критикам режима — демократическим левым — провести демонстрацию и митинг в этом году запретили. Что в общем, логично. Нелогично, что до сих пор разрешали, поскольку люди на этих митингах и демонстрациях говорили всякие непотребные в современной России вещи. Например, выступали не только против внутренней социальной и экономической политики «родного» руководства, но и против его «миролюбивой» внешней политики. Доходили до того, что осуждали присоединение Крыма и поддержку «повстанцев» на востоке Украины, войну в Сирии, и даже (страшно сказать!) выступали против гомофобии.

В общем, в итоге наверху вероятно решили, что хватит либеральничать и играть в демократию. Не дело это — и дальше продолжать попытки расколоть монолит российского общества, душой поддерживающего свое руководство в это трудное для последнего время.

Отговорки для запрета демонстрации были чисто формальными. Одна из активисток написала: «Всем организаторам отказали в согласовании мероприятий (подавали несколько человек в разные районы)… Отказы все абсурдные и сделаны в форме отписок. Наверное, в спешке искали, к чему бы придраться и придрались к отсутствию разноцветных схем в тексте уведомления. Но это неважно».

Действительно, какой повод придумали для отказа — дело десятое. Интереснее, как мне кажется, все же попытаться ответить на вопрос, обозначенный в заголовке. Думаю, причин, по которым Первомай до сих пор остается в числе официальных праздников, две.

Во-первых, наше начальство хочет зримо ощутить поддержку себя любимого. Кремль и в советские, и в постсоветские годы всегда нуждался в демонстрации массовой лояльности граждан. Радостно машущие своим руководителям многотысячные толпы, символизирующие единство власти и народа — без такой психологической подпитки им там наверху, как видно, трудно.

Вторая причина — политико-ностальгическая. Народ (во всяком случае, какая-то его часть) скучает по СССР — это факт. Советский Союз и все что с ним связано в массовом сознании продолжает ассоциироваться для обычного человека со стабильностью, относительным благополучием, уверенностью в завтрашнем дне для себя и своих детей и, конечно, с величием и военной мощью державы. И руководство нынешней России хотело бы, чтобы народ вновь ощутил все это хоть в каком-то объеме.

Однако, поскольку реально оно может гарантировать ему только прекрасную телекартинку, в которой, в основном два сюжета: а) блестящий верховный руководитель и другие, менее блестящее, но преданные ему младшие руководители, б) мощная «родная армия», побивающая (или хотя бы пугающая) всех врагов страны во всех точках земного шара; то остальное — экономическое благополучие для большинства, а не для меньшинства, уверенность в завтрашнем дне — народ должен обеспечить себе сам.

Но говорить об этом людям открыто, как это делалось в ельцинские времена — значит, копать себе могилу. По этой причине народу надо обеспечить нечто, что за его же счет (как, например, нынешнее добровольно-принудительное участие в официальных демонстрациях) хотя бы внешне напоминало о былом благополучии. Вот тут на помощь и приходят музыка советского гимна, звезды и красный цвет на флаге армии, разноцветные шарики и транспаранты «Мир! Труд! Май!». Дешево, сердито, скрепно.

Александр Желенин