Posted 15 мая 2017,, 16:13

Published 15 мая 2017,, 16:13

Modified 30 марта, 23:18

Updated 30 марта, 23:18

Макрон нашел себе Филиппа

15 мая 2017, 16:13
Иван Преображенский
Когда-то политики, журналисты и эксперты задавались вопросом: «кто такой мистер Путин?» Теперь то же самое всех интересует про нового президента Франции.

Эммануэль Макрон официально стал главой французского государства. В воскресенье он прошел церемонию инаугурации, и уже на следующий день уехал в Берлин для переговоров с ближайшим партнером — канцлером Германии Ангелой Меркель. Но перед этим назвал имя будущего премьер-министра. Как и в России, во Франции его назначает глава государства.

Главой правительства Франции стал мэр крупного портового города Гавра Эдуар Филипп. Он на семь лет старше Макрона — самого молодого президента Пятой республики, то есть государственной системы, которая действует во Франции с момент принятия конституции 1958 года.

В отличие от Макрона, Филиппа нельзя назвать политиком-загадкой или «несистемной» фигурой. Он прошел традиционный для французского политика путь. Закончил Институт политических исследований в Париже, позднее — Национальную школу администрации. В институте был социалистом, сейчас — член Республиканской партии, стремящейся демонстрировать, что она продолжает традиции генерала де Голля. Причем в партию его пригласил бывший премьер Аллен Жюппе, автор проекта радикальных экономических реформ в период президентства Жака Ширака.

Такой премьер может обеспечить и президенту Макрону, и правительству поддержку как самих «республиканцев», так и в целом всех правоцентристов и даже умеренных левых. Это очень важно для Макрона, так как его собственное движение «Вперед!» вряд ли сможет сформировать по итогам предстоящих в июне парламентских выборов достаточно большую фракцию.

Эдуар Филипп же, вне зависимости от того, чем закончатся парламентские выборы в июне, наверняка сможет сформировать центристскую коалицию, сплотив разные силы в поддержку нового правительства и президента.

Решив вопросы внутренней политики, Эммануэль Макрон отбыл в Берлин для встречи с Ангелой Меркель. Этот выбор, разумеется, не случаен, поскольку новый президент Франции намерен укреплять Евросоюз и вернуться к той системе, которая была до экономического ослабления французской экономики и резкого роста немецкой. Речь идет о модели «сдвоенного локомотива», когда Франция и Германия тащили за собой всю экономику ЕС. При этом французы, учитывая наличие более боеспособной армии и ядерного оружия, вполне могут, по мнению некоторых парижских аналитиков, со временем начать претендовать и на первую роль в Европе.

Но сейчас главная задача — подтвердить франко-германский союз. Причем именно как партнерство двух стран, а не двух политиков, ведь в Германии в сентябре также ожидаются парламентские выборы, на которых Ангела Меркель вполне может потерять кресло федерального канцлера, несмотря на то, что сейчас ее шансы и выглядят предпочтительнее.

Дело в том, что Макрону, в отличие, например, от Владимира Путина, все равно с кем вести диалог в Берлине. Российский лидер давно испортил отношения с Ангелой Меркель. Но ее главный конкурент в борьбе за пост федерального канцлера после сентябрьских выборов в Бундестаг, лидер СДПГ Мартин Шульц, известен еще более критическим отношением к внешней и даже внутренней политике Кремля.

С одной стороны, Эммануэль Макрон — сторонник единой Европы и либеральной экономики, поэтому для него нет ничего сложного в том, чтобы найти общий язык с Меркель. С другой — он работал в «социалистическом» правительстве при своем предшественнике Франсуа Олланде, так что подружиться с бывшим спикером Европарламента, социал-демократом Шульцем для Макрона тоже труда не составит.

Впрочем, российские СМИ все это мало волнует. Какая там историческая встреча с Меркель, на которой будет обсуждаться возможная реформа Евросоюза, по модели, которую хочет предложить Макрон? Какое там назначение премьер-министра? Журналистов в Москве куда больше волнует назначение советником президента Франции Филиппа Этьена — дипломата, который якобы должен был стать французским послом в Москве. История с администрацией Дональда Трампа никого ничему не научила, и российские СМИ снова ищут «нашего человека», только на этот раз в Париже, а не в Вашингтоне.

И, разумеется, они опять обманутся вместе с российской дипломатией, которая в последние месяцы допускает одну ошибку за другой, делая неверные ставки и портя отношения с теми, кто мог бы, по крайней мере, стать не врагами Кремля, а занять нейтральную позицию в отношении России.

Иван Преображенский