Posted 17 июля 2017,, 15:31

Published 17 июля 2017,, 15:31

Modified 31 января, 16:05

Updated 31 января, 16:05

Снести может всех

17 июля 2017, 15:31
Система начинает колебаться все более хаотическим образом — что, кстати, является одним из признаков надвигающегося ее сдвига.

История про краснодарского судью со свадьбой ее дочери за миллионы, история про красноярских депутатов, лихо поднявших себе зарплаты до поднебесных с провинциальной точки зрения (да и по столичным меркам тоже неслабо) величин — они, эти истории, даже не про коррупцию. И даже не про справедливость (точнее, несправедливость). Они про нарастающую глухую злобу, когда, в общем-то, аргументы уже не нужны — достаточно повода.

Лояльность народа всегда держится на легитимности власти. А легитимность совершенно не тождественна законности, уже поэтому любые апелляции к нормам закона, которые вроде бы и не нарушаются, здесь не работают. Легитимность держится на более иррациональных и слабоверифицируемых вещах, вроде негласного общественного договора. Этот договор никто никогда не подписывает, но он или есть, или его нет. Сейчас действие договора исчерпано — власть очевидно прекратила выполнять элементарные свои обязанности по отношению к народу.

По сути, всплески недовольства — это пока просто легкие подземные толчки. То есть, уже понятно, что землетрясение неизбежно, но когда и где — никто сказать не может. Можно лишь приблизительно указать время и место, оговаривая то, что это лишь вероятностные оценки. А раз так — то правящая знать продолжает жить как прежде: не задумываясь о будущем, полагая, что на ее век хватит.

Это, конечно, плохо и опасно. Снести в конечном итоге может всех — со стихией шутить не получится. Проблема в том, что такого рода процессы всегда плохо поддаются управлению — как до социального взрыва, так и во время него. Решения есть, конечно, но решения сложные и весьма проблемные на всех стадиях их принятия и реализации.

На нынешнем этапе, конечно, выход из созданного кризиса возможен через банальный верхушечный переворот (раз уж иных политических механизмов смены власти нет), введение антикризисного управления с ликвидацией ключевых противоречий, которые привели к нынешнему системному кризису. Просто переворот со сменой декораций, конечно, нет смысла даже рассматривать — мы уже прошли эту стадию, решения на этом пути нет.

Но такого рода мероприятия для элиты — всегда проблема. В случае победы получить сверх имеющегося у клана заговорщиков можно не так уж и много, а вот в случае неуспеха потерять можно все. Пример — неудачный переворот в Турции год назад. Перепугавшийся Эрдоган (а ему есть чего пугаться, в том числе и в личном плане — в Турции вообще-то есть традиция вешать тех, кого отстранили от власти. В буквальном смысле этого слова) проводит свирепые чистки в стране, загнав ее уже в мягкий вариант откровенного фашизма.

Только вот даже фашизация страны проблем не решает — противоречия-то остаются прежними. Она просто оттягивает на время будущий взрыв, создавая условия еще большей его интенсивности, когда бахнет по-настоящему. Пока же глухое раздражение выплескивается по точечным поводам, причем каждый конкретный раз эти поводы не выглядят чем-то особенным. Особенной выглядит частота, с которой они возникают. Система начинает колебаться все более хаотическим образом — что, кстати, является одним из признаков надвигающегося ее сдвига.

Прочитать оригинал поста Анатолия Несмияна с комментариями читателей его блога можно здесь.