Posted 11 августа 2017,, 15:38

Published 11 августа 2017,, 15:38

Modified 31 января, 16:24

Updated 31 января, 16:24

Майнинг в правильном русле

11 августа 2017, 15:38
Направление мысли у правительства верное. Но, кажется, они не совсем понимают, что такое блокчейн и как его использовать.

Тут чего-то все накинулись на правительство, которое обсуждало майнинг. И даже Шувалов сообщил, что надо разработать целый набор нормативно-правовой документации, чтобы направить майнинг в правовое и правильное русло.

Но зря критикуете. На самом деле направление мысли у правительства верное. Правда, это направление укладывается в пословицу «Все, что делает правительство, оно делает не так». Но это дело поправимое, так как они, похоже, не понимают, что такое майнинг и с чем его едят.

Давайте на пальцах, что такое майнинг и блокчейн. Это очень просто. Любой человек это может понять. Блокчейн это набор текстовых файлов (блоков), которые выстроены в цепочку друг за другом (файлы с названием 0.txt, 1.txt,… 404000.txt). В файле (блоке) есть записи типа: «Вася перевел 0,1 монеты Пете; Женя перевел 0,2 монеты Лене; Георгий перевел 0,3 монеты Диме» и так далее. Размер блока ограничен, в биткойне это 1 мегабайт. То есть в каждом блоке ограниченное количество таких записей (транзакций).

Чтобы достоверно выстроиться в цепочку (защита от хакеров, которые могут записать с помощью приложения «блокнот» в текстовый блок блокчейна, доступный каждому желающему, что весь мир перевел им все деньги и они теперь триллионеры), каждый блок должен быть подписан определенным образом, чтобы его нельзя было подделать. Следующий блок (block) наследует предыдущий (цепочка, chain), так как хэш (подпись) предыдущего блока включается в заголовок того блока, над которым работает майнер (следующего). Каждая подпись — особенная, она должна быть меньше определенного значения, которое зависит от количества майнеров, работающих в сети и их вычислительной мощности (например, подпись должна быть меньше 100 при том, что максимальное значение этой подписи 1 триллион). Это значение называется сложностью сети. Чем меньше это число, тем меньше вероятность его найти => тем больше нужно произвести вычислительных операций => тем больше сложность. Сложность подбирается автоматически таким образом, чтобы каждый файл (блок транзакций) подписывался (создавался) 1 раз в 10 минут. На текущий момент в блок поместилось 1667 записей, что дает примерную пропускную способность сети биткойн в 3 транзакции в секунду (мало, для сравнения у VISA сеть рассчитана на 65000 транзакций в секунду, об этом ниже).

Таким образом, майнинг — это поиск особой невзламываемой подписи текстового блока транзакций, который состоит из простых записей «Вася перевел деньги Пете», методом перебора непредсказуемых результатов работы хэш функции. Майнер может включать в блок любые транзакции, стоящие в очереди. Как правило, майнеры включают в свои блоки те транзакции, которые идут с наибольшей комиссией. Если вы хотите пример майнинга из обычного мира — это VISA и Master Card. Да, если у вас есть банковская карта, то логотип, который на ней, это логотип майнера. Но если VISA/MC — это компании, принадлежащие понятно кому, поэтому весь их доход идет не нам, а мы, наоборот, дойные коровы (а если быть более точным в сравнении, то тля), то в случае криптовалют каждый может стать маленькой балконной VISA и получать доход от обработки транзакций, происходящих в криптоденежной сети.

Доход майнера складывается из комиссии, которую платит отправитель платежа и автоматического вознаграждения за найденную подпись блока. Вознаграждение в сети биткойн отвечает за эмиссию биткойнов. Начиналось оно с 50 биткойнов за найденную подпись и начало автоматически уменьшаться каждые 210 000 блоков в два раза. На текущий момент вознаграждение майнера в сети (480 000 блоков) составляет 12.5 биткойнов за каждую подпись блока (почти 40 000 долларов). Именно этот алгоритм отвечает за предельно достижимое количество биткойнов. Итак:

доход майнера = комиссия за транзакцию + эмиссионный доход.

Вот вам майнинг на пальцах. Если вы майнер и ваша ферма стоит на балконе для лучшего охлаждения, значит, вы балконный конкурент американским VISA, Master Card и отечественному «Мир».

В чем ошибается наше правительство. Дело в том, что вознаграждение за найденную подпись блока уменьшается и в какой-то момент времени дойдет до неприлично низких значений. Также растет сложность сети, следовательно, приходится производить гораздо больше вычислительных операций для поиска подписи блока, что делает майнинг весьма затратным мероприятием. Это все происходит прямо на наших глазах. Если экстраполировать на ближайшее будущее существующие тренды, то получится, что эмиссионная часть дохода от майнинга будет более-менее нормальной еще пару-тройку лет. И это оптимистичный прогноз. А что же с комиссией за транзакции?

И тут в пост врывается известный всем математик Виталик, который буквально сейчас (прямо во время написания этого текста) пилит так называемую Lighting Network. Естественно, не в России. Она позволит, не вмешиваясь в структуру существующего блокчейна, увеличить скорость обработки транзакций примерно в 1000 раз, то есть платеж в биткойне и эфире, да и вообще в любой валюте, основанной на блокчейне, будет происходить так же мгновенно, как сейчас в VISA и Master Card. Там есть свои нюансы, но старт такой технологии прежде всего риск для майнеров, так как она лишит их дохода в самой ближайшей перспективе.

К чему весь этот спич. Пока Шувалов будет разрабатывать нормативную документацию, майнинг перестанет существовать, мир опять уйдет вперед на несколько шагов, а они опять будут догонять. Вот такой идиотизм. Однако, как я уже сказал, их направление мысли правильное. Но, возможно, что они даже и не понимают, куда идти. Ну, пусть Мак Кинзи им подскажет за 4 миллиарда рублей. Я не буду.

Прочитать оригинал поста Петра Шкуматова с комментариями читателей его блога можно здесь.