Posted 4 октября 2017,, 10:55

Published 4 октября 2017,, 10:55

Modified 30 марта, 21:58

Updated 30 марта, 21:58

Заинтересовались гражданской авиацией?

4 октября 2017, 10:55
Монополизация рынка авиаперевозок приведет к очередному росту цен для населения. Что очень некстати — ведь скоро в России выборы президента.

Президент Путин всерьез заинтересовался гражданской авиацией — именно такая мысль приходит в голову, когда читаешь последние новости. На днях, к примеру, он обьявил о неполном служебном соответствии министру транспорта Максиму Соколову и попрекнул недостаточным вниманием к вопросам авиации вице-премьера Аркадия Дворковича. А до этого выслушивал жалобы на методику работы национального перевозчика «Аэрофлот» и повелевал усилить меры по борьбе с картелями.

Относительно вынесения неполного служебного соответствия — формально, конечно, это сделано по причине проблем, возникших у пассажиров авиакомпании «ВИМ-Авиа». Однако это только одна из причин, последняя капля. Вероятнее всего, истинная причина — осознание государством прискорбного факта процесса монополизации, который в отрасли гражданской авиации вышел из-под контроля и превратил национального авиаперевозчика во всепожирающего монстра. В этом плане особо показательна относительно недавняя ситуация с «Трансаэро», когда антикризисным управляющим авиакомпании был назначен Дмитрий Сапрыкин — топ-менеджер «Аэрофлота». Парадоксальное, казалось бы, решение — неужели функционер твоего главного конкурента будет «вытаскивать» твою компанию из кризиса? Сапрыкин был «у руля» не очень долго, а затем возглавил авиакомпанию «Россия», получившую… Большинство маршрутов «Трансаэро».

И вот теперь, читая новости и аналитику относительно проблем «ВИМ-Авиа», я натыкаюсь на информацию о возможном переходе управления авиакомпанией к «Аэрофлоту» и «России» (об этом, в частности, говорили «Ведомости»). В общем, работа идет по плану, а «Аэрофлот» с каждым годом становится все ближе к статусу абсолютного монополиста в отечественных небесах.

А ведь будь у «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа» такая же поддержка… Одни «пролетные» деньги чего стоят — почему плату за пролет иностранных воздушных судов получает одна авиакомпания, но не получают другие? И какую «рыночную» модель экономики мы хотим видеть в сфере гражданской авиации при таких методах?

Неудивительно, что эта тема волнует Владимира Владимировича — в преддверии выборов его оппоненты будут использовать все возможности для давления на авторитет президента, а бардак в гражданской авиации (который, судя по всему, будет только усиливаться) при правильном освещении будет прекрасным и наглядным примером неэффективности руководства страны в конкретных отраслях. И объяснения, которые предлагают ему подчиненные — можно вспомнить хотя бы жалобу главы ФАС Игоря Артемьева о том, что тарифы устанавливаются компьютерными программами, закупленными из-за границы (опять оттуда все зло!), — уже не удовлетворят людей, которые будут наблюдать дальнейший рост тарифов.

А ведь можно копнуть еще глубже — к примеру, в вопросы грузооборота. Так, новый грузовой терминал, который был построен новыми частными собственниками базового для «Аэрофлота» аэропорта Шереметьево в рамках обещанных инвестиций во время распределения акций, по обещаниям и сообщениям СМИ, должен был запуститься еще до начала 2017 года, но срок полного запуска терминала до сих пор переносится. Отраслевые эксперты жалуются на ошибки, сделанные еще на этапе проектирования — к примеру, несовместимость закупленных иностранных информационных систем и российских реалий, отсутствие централизованной системы управления, технических и организационных средств. Просто так запуски таких проектов не откладывают…

Однако неготовность терминала не мешает тому же «Аэрофлоту» заявлять об исключительных правах оператора недостроя на весь груз авиакомпании и не подпускать к работе никого, кроме афиллированных с олигархами компаний.

Ранее такая политика уже приводила к серьезнейшим проблемам в этой сфере (вспомните сюжеты новостных каналов о коллапсе грузооборота в «Шереметьево»), к временной отмене перевозки грузов, к документально зафиксированным финансовым потерям государственной авиакомпании (об этом, в частности, писала «Российская газета»), и по всей видимости, проблемы грузооборота в аэропорту к концу 2017 года выйдут на пиковое годовое значение. А ведь от эффективного использования свободных провозных мощностей воздушного судна напрямую зависят пассажирские тарифы — результативная работа с грузом, перевозимым пассажирским рейсом, делает стоимость полета этим же рейсом для пассажира ниже. К сожалению, об этом не говорят на совещаниях, посвященных росту цен (что дает понять всю «ценность» этих совещаний). Зато говорят про зарубежный сговор…

Однако вопрос неэффективного управления бизнесом (а это потеря налогов, которые, на минуточку, именно сейчас так важны — зачем вводить условные «налоги на грибы и ягоды», когда на ровном месте государственные компании теряют прибыль, о чем есть все документальные подтверждения) и монополизации всех сфер, связанных с гражданской авиацией и грузоперевозками, до этого времени никого не беспокоил. Посмотрим на действия министра (пока еще) Соколова — какими руководящими решениями он отреагирует на возмущение Путина, и есть ли у него инструментарий для того, чтобы исправить эту крайне запущенную и сложную ситуацию, в которой сплелись интересы граждан страны на одной стороне и кучки топ-менеджеров и олигархов — на другой.

Прочитать оригинал поста Дмитрия Кузнецова можно на сайте «Эхо Москвы».