Posted 24 октября 2017,, 16:30

Published 24 октября 2017,, 16:30

Modified 30 марта, 21:46

Updated 30 марта, 21:46

Заложники светлого будущего

24 октября 2017, 16:30
Людмила Семенова
Российская киноиндустрия выдала еще один продукт, в котором смешались образы советского прошлого, человеческие пороки и любовь.

Телесериал «Спящие», посвященный деятельности агентов ФСБ в наше время, стал почти такой же скандальной премьерой, как фильм «Матильда». Его критиковали как с художественной, так и с идеологической точки зрения — в итоге режиссер Юрий Быков даже заявил о том, что уходит из кино. Между тем Первый канал выпустил в эфир еще один сериал — «Гостиница „Россия“», снятый в 2016 году и посвященный прошлой эпохе. Не исключено, что этот продукт отечественной киноиндустрии тоже вызовет бурные дискуссии — ведь в нем есть и политическая линия, как в «Спящих», и любовная, как в «Матильде».

Сюжет основан на событиях в преддверии юбилея революции, на который в Москву прибывают многочисленные иностранные гости. Начинается все с мелких служебных интриг, а заканчивается — трагедией.

На первый взгляд, идея сериала — показать ущербность советской системы, в частности ее идеи-фикс о повышении престижа социалистического строя и налаживании связей с государствами, которые не играли значимой роли на мировой арене. Во имя этих туманных целей система в лице кураторов из спецслужб и их агентов перемалывала людские судьбы и выплевывала под ноги то, что от них осталось. Именно это происходит и с главной героиней, которую играет Екатерина Вилкова, — сотрудницей орготдела гостиницы Ксенией Баскаковой.

Но если присмотреться, то мы увидим, что хитроумные операции и собственные агенты были отнюдь не только у КГБ — движущей силой зла становится гид-фарцовщик Гарик (Данила Дунаев эту роль исполнил с явным упоением), которым руководит уязвленное самолюбие, и он умело использует в своих целях других людей. «Сторону добра» в некоторой степени представляет сотрудник 9 управления Алексей (Евгений Пронин), у которого тоже есть личные мотивы — симпатия к героине, которую он пытается защитить (пусть и грязными методами, продиктованными пресловутой системой). Впрочем, двух этих мужских персонажей вполне можно было поменять местами — главное в их образах именно чувства, а не принадлежность к профессии или социальному слою.

Сама же Ксения становится жертвой влюбленности в Мануэля, делегата из Никарагуа, приехавшего за советским вооружением. Связь скромной северянки с южным сердцеедом (которого играет балканский актер Иван Босильчич) оказывается опасной не только для карьеры девушки, но и для ее жизни, которую сделали разменной монетой в политических играх. Ведь отношения с иностранцами, которыми сейчас никого не удивишь сейчас, — необременительный летний роман с турком или египтянином, а то и вовсе брак с европейцем или американцем, — тогда были большой редкостью и порой влекли за собой очень серьезные неприятности.

Не исключено, что для заезжего мачо интрижка в холодной России могла быть лишь экзотическим приключением. Но для женщины даже в нынешние времена последствия бывают разрушительными — не только из-за более серьезного отношения к роману, но и из-за возможной беременности или реакции общества.

Так случается и с Ксенией. В том, что она воспринимает Мануэля всерьез, нет сомнений, — не зря в сериал включили лирическую сцену прогулки в прелестный зимний вечер и катания на коньках. Но эта мимолетная радость ломает всю ее жизнь, в которой и так уже многое вышло из-под контроля.

В кино переход к интиму зачастую происходит сразу после того, как герои представились друг другу. И многие современные дамы, отрастившие себе большой и твердый здоровый цинизм, могут недоумевать: почему героиня просто не догадалась совмещать приятное с полезным, то есть интрижку с деятельностью агента?

Однако Ксения Баскакова — человек другого типа, ставящий чувства и совесть выше профессиональных и политических мотивов. Доказательство тому — история с невестой шахматиста, хамоватой иностранкой, которую Ксения, тем не менее, посчитала нужным оградить от козней КГБ. Неудивительно, что такой человек стал легкой мишенью для подлостей.

Стоит отметить, что женские образы в сериале явно выходят на первый план, затмевая мужчин, которые, за исключением героя Дунаева, похожи на самцов серой мыши. И это, в общем, понятно — ведь в организации гостиничного быта женщины традиционно оказываются на первых ролях. Поэтому основу визуального ряда в сериале создают именно они — официозно строгая и одновременно неуловимо поэтичная Ксения; ее ученица Вика, вульгарно-наивная в своем первоначальном облике провинциалки; Искра Ефимовна с ее старой закалкой; невеста шахматиста и дочь белогвардейца Широкова с ее западным лоском; грубые и претенциозные жены высокопоставленных лиц, верящие, что уникальные драгоценности смогут их украсить; наконец, певица из гостиничного ресторана в необычном для этого времени этническом наряде и девушки легкого поведения, обслуживающие важных гостей. В какой-то момент в «Гостинице „Россия“» даже мелькает тень Матильды Кшесинской, вдохновившей старого ювелира на создание прекрасного украшения. Смелый ход с уверенной репликой о ее романе с императором почему-то ускользнул от взора некоторых блюстителей нравов.

Интересна в сериале и сама гостиница, показанная как отдельный мирок в огромном государстве, где действуют свои законы, допускающие и роскошь, и секс, и откровенные наряды, и прочее, что считалось враждебным для остального советского общества.

Сложно сказать, есть ли в новом телепродукте доза пропаганды, так как врагами в нем выступают не государства и идеологии, а человеческие пороки. В этом плане он, безусловно, меркнет на фоне «Спящих». Зато смотрится на одном дыхании — без остановок на диванную политологию.

Людмила Семенова