Posted 2 ноября 2017,, 14:10

Published 2 ноября 2017,, 14:10

Modified 31 января, 17:21

Updated 31 января, 17:21

Революция и «мирный путь»

2 ноября 2017, 14:10
Александр Желенин
Нынешняя власть пытается использовать юбилейную дату для очередных доказательств своей непогрешимости во внутренней и внешней политике.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин за несколько дней до столетия Октябрьской революции выступил на открытии XXI Всемирного русского народного собора, где сделал несколько заявлений — с одной стороны, вполне ожидаемых, а с другой — достаточно важных, каждое из которых достойно отдельного рассмотрения.

Во-первых, по определению Володина, «революция — это насильственный захват власти». Это отнюдь не всегда так. Тут спикер Госдумы лишь повторил официальную версию, принятую в нынешней России. На самом деле, любая революция всегда и во всем — это радикальное изменение чего-либо. В том числе общества. Как проходит это изменение— с применением насилия или без, а если с насилием, то в каком масштабе — это по большей части зависит от прежней власти и от степени ее готовности защищать отжившую систему (в первую очередь, систему привилегий и «кормлений» ее представителей). Если власть готова отстаивать свои привилегии и прибыли ценой крови народа, революция будет кровавой. Не готова — изменения будут мирными.

Примеры. Парижская Коммуна. В 1871 году в Париже власть никто насильственно не захватывал. Столица, да и вся Франция тогда остались без власти. Ее представители вначале развязали войну с Пруссией, играя на имперских чувствах сограждан и ностальгии по былому величию наполеоновской империи, потом глупо ее проиграли, а затем позорно бежали в лагерь оккупировавших их страну пруссаков, согласившись на грабительские условия мира. В этой ситуации народ Парижа избрал собственную, действительно народную власть, проведя, между прочим, честные выборы в городскую Коммуну. Кровавое же насилие, настоящий террор в отношении парижан устроили как раз «представители законной власти», по совместительству национальные предатели, отдавшие страну на растерзание врагу.

1989 год. Революции в Польше и Чехословакии были абсолютно мирными. Новая власть была сформирована в результате массовых мирных демонстраций и первых за полвека демократических выборов.

1991 год. Августовская революция в СССР. Никакое насилие «революционерами» по отношению к представителям власти (и к кому бы то ни было) не применялось. Ни один милиционер, военный или чиновник тогда не пострадал. А вот власть пошла на государственный переворот (создав абсолютно нелегитимный ГКЧП) и на применение силы — три жертвы этой революции — исключительно со стороны гражданских лиц, вышедших на мирный протест в Москве.

Следующее утверждение спикера Госдумы: «революционные потрясения, в том числе происходящие в соседних странах, расцениваются в обществе негативно и уж точно не как пример для подражания».

Понятно, что это «привет» Украине. Но и там революция 2013—2014 годов начиналась без насилия — первыми его применили представители официальных властей, жестоко разогнав мирную студенческую демонстрацию в Киеве. Именно после этого, как ответ на жестокие действия властей, и началась эскалация протеста в украинской столице. Что касается негативной оценки россиян происходящего «в соседних странах», то тут все просто. Каков телевизор — таковы и оценки.

Володин также заявил, что страна должна развиваться «эволюционно, с опорой одновременно на национальные традиции и современные институты демократии». Понимаю, что говорю сейчас о вещах неведомых председателю нижней палаты российского парламента, но штука в том, что революция — это часть эволюции общества, эволюционный скачок на определенном этапе его развития. Не более того.

…«недопустимо романтизировать революции и героизировать людей, свергающих законные правительства, обрекающих свои народы на страдания», — продолжил спикер. Что значит в данном случае «законные правительства»? Восстание против власти, попиравшей свободы и права граждан и убивающей их, в демократическом обществе считается справедливым, а значит, законным.

Но вот ведь как теперь у нас получается. «Романтизировать революции и героизировать людей», сражавшихся с силами прошлого за свою свободу — это плохо, а романтизировать империалистические, грабительские войны, в которых миллионы людей посылаются на убой для защиты интересов кучки богатых и власть предержащих — это запросто. Как прекрасен весь этот новый, перевернутый с ног на голову, мир…

«Наша страна выбрала созидательный и мирный путь развития», — уверяет Володин.

Вот тут давайте-ка разберемся поподробнее. «Созидательный» — это, видимо, о жизни внутри страны, а «мирный» — о внешней политике.

Смотрим, морщим лоб, вспоминаем, чего такого создано в современной России, чем действительно можно было бы гордиться будущим поколениям? Целину освоили? Наоборот. Огромные прежде обрабатываемые земли превращены в пустоши, заросшие бурьяном. Космос покорили? Сделано. Но не в этой стране и не в эту эпоху. Построили тысячи новых заводов? Тоже — до 1991 года. В последнюю четверть века появилось лишь несколько небольших новых предприятий, да и те построены иностранными компаниями. Собственно, все.

Такой показатель: десятки тысяч мужчин трудоспособного возраста ежегодно умирают в России из-за того, что пьют «боярышник» и прочую гадость. Почему? Во-первых, потому что нищета, даже на бутылку дешевой водки не хватает, а суррогат стоит пару десятков рублей.

Во-вторых, и это главное, потому что не видят для себя никакой, абсолютно никакой перспективы. Впрочем, надо признать. Части этих людей российская власть в 2014 году подкинула некий эрзац высокой идеи в виде присоединения Крыма и возможности повоевать на востоке Украины. Что еще из разряда «созидание»? Может, обрели новый смысл жизни? Напротив. Для абсолютного большинства он потерян.

Теперь о «мирном пути», избранном этой властью на международной, и не только, арене. Вернее, о некоторых его этапах. Кровавя война в Чечне 1999—2004 годов, унесшая, по данным неправительственных организаций, как минимум несколько десятков тысяч жизней по преимуществу мирных граждан. Война с Грузией 2008 года. Война на Украине с 2014 года и по настоящее время. Там, кстати, только по официальным украинским данным, погибло уже более 10 тысяч человек. Наконец, идущая война в Сирии, подсчет жертв которой завершится еще очень не скоро.

Выходит, что наша власть не только плохо знает теорию, но и на практике своими действиями вовлекает народ лишь в еще большее прозябание.

Александр Желенин