Posted 14 ноября 2017,, 12:22

Published 14 ноября 2017,, 12:22

Modified 30 марта, 21:33

Updated 30 марта, 21:33

Объективная сторона реальности

14 ноября 2017, 12:22
Только заглохнет асфальтовый каток, возникнет свободный пятачок земли, не пройдет и секунды, как на нем заколосится жизнь во всех формах. А пока живем тем, что имеем: отдельными ростками, чудом пробившимися посреди бесконечной парковки.

Часто можно слышать жалобы на отсутствие в России альтернативы. Мол, власть — это Путин, оппозиция — Навальный, выбирайте молодой человек, не задерживайте очередь.

На это накручивают убогие многословные теории о тяге русского народа к вождям, массовой пассивности, приводящей к формуле «если не X, то кто?».

Я родился в Белоруссии, и знаете, кого там заметно меньше, чем в России? Специалистов в алмазодобыче.

Почему? Потому что белорусы — унтерменш, путают кимберлитовую трубку с отхожей ямой? Можно и такую гипотезу соорудить. Но очевидный таков: в Белоруссии не случились залежи алмазов, и связывать карьеру с их добычей там не очень рационально.

Среда рождает людей, профессии рождает индустрия, а не наоборот. 30 лет назад в СССР не было ни одного мерчендайзера, маркетолога, менеджера по продажам и рекламе, копирайтера, даже продавца в текущем значении слова («работник советской торговли» — отдельная профессия). Львиная доля позиций, на которых оказались граждане СССР к концу девяностых, родились у них на глазах из ниоткуда.

В плановой экономике ни одна из этих профессий не могла существовать, но стоило капиталистической среде только возникнуть, а спросу на рыночные кадры — появиться, как тут же он был удовлетворен. Как грибы возникли специалисты в областях, о которых еще вчера никто не слышал.

Поля публичной политики в России нет. Нет адекватного сценария построения политической карьеры. Есть сценарий карьеры номенклатурной с одной стороны и незавидный путь уличной протестной политики, приводящей чаще в СИЗО, чем к должности — с другой.

Медийная кампания вокруг продления полномочий президента (известная под сценическим псевдонимом «Президентские выборы») — это, пусть крошечное по времени, ограниченное по возможностям, но расширение пространства политической свободы. Это время, когда можно внести в публичную повестку отличные от текста суфлера программы «Время» темы. Когда вместо бесконечного романа о прикосновениях и взглядах Дональда Трампа на Владимира Путина, люди и кандидаты могут обсуждать сущностные вопросы, легализовать запретную повестку, когда новости, наконец, начинаются с Москвы, а не Киева и Вашингтона.

70 лет в стране не было никакой, даже имитационной политики. Одного Съезда Народных Депутатов 1989 года, избранного в относительно свободных условиях, транслируемого в прямом эфире, хватило для рождения целого выводка лидеров, идей, блоков и союзов на любой вкус — от ультраправых красно-коричневых до прекраснодушных университетских социал-либералов.

Только заглохнет асфальтовый каток, возникнет свободный пятачок земли, не пройдет и секунды, как на нем заколосится жизнь во всех формах.

А пока живем тем, что имеем: отдельными ростками, чудом пробившимися посреди бесконечной парковки. Рост же новой зелени здесь может только радовать: три цветочка — это веселее одного и это объективная сторона реальности.

Теории заговора, фантазии о том, что за этим стоит — пустая трата времени.

Прочитать оригинал поста Виталия Шклярова можно на сайте «Эхо Москвы».