Posted 13 января 2018,, 06:40

Published 13 января 2018,, 06:40

Modified 31 января, 18:07

Updated 31 января, 18:07

Ни снега, ни зрелищ

13 января 2018, 06:40
Людмила Семенова
Желание выкинуть телевизор в новогоднюю ночь появляется даже у тех, кто все еще смотрит ТВ и надеется на чудо.

Наступила середина января, на пороге — Старый Новый год, а за окном лишь пару дней назад слегка подморозило. Кажется, что зимний праздник, ассоциирующийся со снежинками в свете луны и ясным солнцем на утро, красиво украшенным домом, ароматами вкусной еды и нарядно упакованными подарками, скоро останется только на открытках, в стеклянных шарах да американских рождественских комедиях.

Нашему человеку, кто бы что ни говорил, гораздо ближе многострадальная «Ирония судьбы», в которой есть мрачная констатация: «Конец новогодней ночи, завтра наступит похмелье. Пустота». Именно в состоянии этого похмелья, связанного не обязательно со спиртным, а просто с обманутыми надеждами, начинаешь испытывать грусть. Ведь в конце каждого года мы окунаемся в предпраздничную атмосферу и ждем какого-то волшебства. Но в итоге все сводится к оливье и открыткам в соцсетях.

И становится как-то не очень понятно, почему именно Новый Год стал для россиян, независимо от их культуры и вероисповедания, главным общим праздником. Что вообще радостного в том, что минуло еще 12 месяцев, причем так стремительно, что мы даже не заметили, чем они отличались от предыдущих? Для многих жителей России новогодняя ночь является чуть ли не единственным ярким событием в череде унылых будней. Однако те, кто отвечает у нас за культуру, делают и эти ночи одинаковыми из года в год.

Праздничную программу на ТВ начали обсуждать, кажется, еще задолго до 31 декабря. Люди гадали, прислушаются ли телевизионщики к протестам и петициям — или вновь предложат «стандартное меню», в котором самым «вкусным» блюдом станет ретро-дискотека на РЕН- ТВ. Нас обнадеживали, что в этом году список артистов на Первом канале составят, исходя из зрительского голосования.

Что же мы получили в итоге? Хороший звук, нарядный антураж и певцов, которые отвыкли петь без фонограммы. Открыл праздничную программу Григорий Лепс, замешанный в крайне неприятном инциденте именно на этой почве — примерно год назад на концерте в Ростове-на-Дону он потерял равновесие на сцене и упал, но песня продолжала звучать как ни в чем не бывало.

Похожий конфуз однажды случился и с другим завсегдатаем праздничных концертов — Валерием Меладзе. Тем не менее он продолжает получать удовольствие и дивиденды от своего звездного статуса, как и весь семейный квартет — с братом Константином и их молодыми супругами Альбиной Джанабаевой и Верой Брежневой, экс-учасницами «ВИА Гра». Вчетвером они выступили и в «Новогодней ночи на Первом». Кстати, тем, кто категорически отвергает творчество братьев Меладзе, рекомендуется послушать их самые старые работы — какая вдохновенная, рок-н-ролльная мощь звучала в песне «Ты еще жив» и какие таинственные, будто фольклорные мотивы пронизывали лирические композиции «Колокол далей небесных» или «Поднебесные реки». Но, видимо, творчество не выдержало испытания «медными трубами».

Не обошлось на Первом и без Филиппа Киркорова, облаченного в безумный наряд в стиле не то диско, не то панк — и с какой-то агрессией требующего «включать радость, выключать грусть». Состав участников программы вообще выглядел странным миксом. Максима Галкина, беззастенчиво спекулирующего на прелести маленькой участницы «Лучше всех» Арины Зенкиной, сменил Иосиф Кобзон с песней про гармониста. А после «неувядающего» шлягера Юрия Антонова «Поверь в мечту» на экране появилась подчеркнуто эротичная Светлана Лобода.

Впрочем, было и кое-что объединяющее весь этот разномастный маскарад — прекрасно декорированные виды ночной Москвы, в которых, конечно, недоставало снега, но это не сделало их менее эффектными. Однако когда сознаешь, что прелесть фона достигнута за счет компьютерной графики, а привлекательность артиста — благодаря стараниям пластических хирургов, остро ощущаешь фальшь всего происходящего. В конце концов, новогодние концерты советских времен как-то обходились без всего этого и выглядели гораздо душевнее и теплее.

Для полноты картины стоит добавить, что в первой части концерта, еще до боя курантов, выступили также Валерий Леонтьев, Стас Михайлов и София Ротару. Обещанные сюрпризы, по-видимому, решили оставить «на десерт». Вот только на Первом забыли, что в новогоднюю ночь досидеть до десерта удается далеко не всем…

В общем и целом, несмотря на отдельные неожиданные ходы, вроде песни «Если у вас нету тети» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных, федеральные телеканалы в России явно не склонны к креативу. И никого не волнует, что артисты, которые нам нравились в детстве, сейчас лишь напоминают о том, как постарели мы сами. Стараниями телевизионщиков Новый Год все больше превращается в День скоротечности времени.

Недостает этому празднику и духа семейной теплоты, с которой всегда ассоциировались и западное Рождество, и Новый Год в СССР. Но чем больше праздник стремились раскрутить как всеобщий, тем больше он становился ничьим. Общество потребления и развитие корпоративной культуры склоняют людей к тому, чтобы одаривать чуть ли не каждого встречного. И многие делают это так же формально, как «звезды» радуют нас в новогоднюю ночь.

Пока тех, кто в принципе не желает отмечать Новый Год, не так уж много. Но если к нему не вернется камерность, уютность и верность семейным, а не государственным или коммерческим традициям, число бойкотирующих этот праздник будет расти так же быстро, как число «выкинувших телевизор».

Людмила Семенова