Posted 30 января 2018,, 18:00

Published 30 января 2018,, 18:00

Modified 30 марта, 20:52

Updated 30 марта, 20:52

Как совместить несовместимое

30 января 2018, 18:00
Александр Желенин
Внезапный приступ миролюбия властей в Пхеньяне, на который многие успели купиться, не более чем ловкий пропагандистский ход.

Вашингтон в начале этой недели обвинил Москву в нарушении резолюции Совета Безопасности ООН по КНДР. «Мы предупреждали Россию о незаконной торговле северокорейским углем через российские порты. Россия заявила, что будет следовать всем резолюциям Совбеза ООН, но не обеспечивает их соблюдение и поощряет незаконное поведение КНДР. Больше нет времени на отговорки», — заявила официальный представитель Госдепартамента США Хизер Науэрт

Однако в самой России на это уже почти не обратили внимания (на фоне угроз пострашнее, которые звучат из-за океана). Зато на первый план вышла совсем другая «корейская» тема. Наши СМИ в восторженных тонах поведали об обращении руководства КНДР с призывом к смягчению военной напряженности между Пхеньяном и Сеулом, при этом важнейшей задачей было названо объединение двух частей Корейского полуострова.

Комментарии российских читателей на эту тему преисполнены, вероятно, не меньшего восторга, чем тот, который испытывает народ Северной Кореи к своему «любимому руководителю». Вот только некоторые из них: «Корейцы молодцы. 38 параллель становится не точкой разграничения, а точкой соприкосновения и объединения одного народа». «Хватит старадать (орфография автора) фигней, один народ, у Южной Кореи электронная промышленность, у Северной — военка и ядерные технологии». «Пиндосы нервно курят в сторонке». «Это должно быть примером для каждой нации, сплотиться перед угрозой США. США — это угроза жизни на земле». Ну и так далее, примерно в том же духе.

Не буду гадать, сгенерированы ли эти комментарии автоматически, или за ними стоят реальные люди — возможно и то, и другое. Важно, что мнение о том, что Север и Юг Кореи давно объединились бы, не мешай им коварные американцы, которые стоят за всем плохим, что есть в современном мире, действительно укоренилось среди россиян. Уже 18 лет такой образ мыслей заботливо поддерживается Кремлем на должном уровне. Однако попробуем представить себе, возможно ли реальное объединение двух частей Кореи на деле.

Для начала нужно отметить главное: политические и экономические системы двух стран прямо противоположны и на данный момент в принципе несовместимы. В Южной Корее мы имеем правовое демократическое государство, активное гражданское общество, которое не дает дремать власти. С момента окончания Корейской войны, на Юге сменилось два десятка президентов. Среди них были разные люди: и демократы, и те, кого, как скажем Пак Чон Хи или Ро Де У, не без основания считали авторитарными правителями. Однако президенты Южной Кореи периодически меняются. Их довольно регулярно отправляют в отставку за те или иные прегрешения. Как, например, это произошло совсем недавно, в 2017, когда этот пост пришлось покинуть Пак Кын Хе, которой под давлением общественности был объявлен импичмент.

В стране действует влиятельное Национальное собрание (парламент), в состав которого входят представители семи партий. Причем крупнейшая из них имеет лишь относительное большинство в парламенте — 121 место из 300. Для примера: «Единая Россия» в Госдуме последнего созыва получила 343 места из 450. С Северной Кореей политическую систему Юга сравнивать вообще нет смысла — в КНДР Ким Чен Ын и вечный вождь, и сам себе законодатель, и отец народа, и его конституция, и все-все-все…

Иными словами, Южная Корея — это демократическая республика (особенно с конца 1980-х годов, когда под давлением «страшных» американцев авторитаризм ушел здесь в историю) с гибкой политической системой и рыночной экономикой. В Северной Корее все проще. С 1948 года ею бессменно правит династия Кимов. Как и положено в абсолютной монархии, руководители страны покидают здесь свой пост только вперед ногами.

Соответственно, возникает простой вопрос. Как можно объединить эти две совершенно несовместимые политические системы? Ответ еще проще: никак. Ну, не монтируются демократия и абсолютизм друг с другом, хоть ты тресни!

Потому что, если представить себе совершенно фантастический на данный момент сценарий объединения двух корейских государств, то понятно, что в этом случае президент Южной Кореи уйдет в отставку и будет (или не будет) готовится к новым президентским выборам в объединенной стране.

А теперь вопрос на засыпку: пойдет ли на честные демократические выборы в объединенной стране «любимый руководитель» северян Ким Че Ын, который даже не знает, что это такое, выборы? И уж точно ни при каких условиях он не собирается отдавать власть. Хотя бы по чисто практическим соображениям — южные корейцы не привыкли к такой экзотике, как, скажем, расстрелы людей без суда и следствия, в которых обвиняют последнего Кима. Южане привыкли к тому, что в стране есть суд и обвиняемый в преступлениях человек должен отвечать по закону. А в Северной Корее закон — это сам «блистательный товарищ» Ким Чен Ын. Как все это можно совместить?

Российские пользователи Сети в своих комментариях упирают не только на происки американцев, как на главную причину невозможности объединить Корею, но и на то, что корейцы — один народ. Дескать, они сами обо всем договорятся, если им не мешать.

Один ли? Если они говорят на одном языке, это еще не означает, что северные и южные корейцы — один народ. В течение 70 лет политическая и гражданская культура двух корейских государств развивались в диаметрально противоположных направлениях, формируя совершенно разные типы мышления и системы взглядов. Сегодня это не один, а два говорящих на одном языке народа.

О кардинальных различиях экономических систем, уровне благосостояния граждан двух стран и говорить не приходится. Экономика Южной Кореи по состоянию на 2013 год является 13-й в мире по валовому внутреннему продукту и 15-й по номинальному ВВП. Валовый национальный продукт на душу населения здесь $35000.

КНДР, по данным ООН, по объему валового внутреннего продукта находится на 180 месте в мире ($583). Ниже Гаити, Руанды… Нужно ли тут что-то добавлять?

Южная Корея — открытая миру страна. Здесь бесплатный и доступный интернет в каждой школе. Северная Корея закрыта наглухо уже 70 лет. Соответственно граждане двух стран совершенно по-разному воспринимают и окружающий мир, и самих себя в нем.

Конечно, когда-нибудь все эти колоссальные политические, экономические, ментальные различия между двумя такими разными Кореями сотрутся и их народы отменят границу, проходящую сегодня по 38-й параллели. Когда-нибудь это произойдет. Но точно не сегодня.

Пока лишь можно констатировать, что претенциозное заявление «властей КНДР» о стремлении к объединению с Южной Кореей, скорее всего, не более чем очередной маневр Пхеньяна в его противостоянии с остальным миром. «Ловкий ход», как восторженно охарактеризовал его один из российских пользователей Сети.

Александр Желенин