Posted 13 апреля 2018,, 15:20

Published 13 апреля 2018,, 15:20

Modified 31 января, 19:08

Updated 31 января, 19:08

Праведники и палачи

13 апреля 2018, 15:20
Александр Желенин
Хотя тема Холокоста в Литве продолжает вызывать острые дискуссии, политики, дипломаты и простые граждане ищут путь к национальному примирению.

На этой неделе в московской мемориальной синагоге на Поклонной горе прошел торжественный вечер, посвященный литовским Праведникам народов мира. Это мероприятие совпало с Международным днем узников нацистских лагерей и героев антифашистского Сопротивления. Звание «Праведник народов мира» было учреждено израильским национальным мемориалом Катастрофы и Героизма Яд ва-Шем для неевреев, спасавших евреев в годы Второй мировой. В торжественном мероприятии в Москве, организованном Российским еврейским конгрессом и посольством Литвы, приняли участие послы Израиля и Литвы в РФ Гарри Корен и Ремигиюс Мотузас.

О катастрофе литовского еврейства в годы Второй мировой известно достаточно много. По данным Электронной еврейской энциклопедии, из примерно 250 тысяч евреев, живших в Литве на начало 1941 года к 1944 году было уничтожено 215—220 тысяч человек (то есть около 90 процентов). Даже по переписи 1959 года в Литве жило не больше 25 тысяч евреев…

Не так давно наделала много шума книга литовской журналистки и писательницы Руты Ванагайте «Наши», где вновь была поднята эта тема. Судя по публикациям в СМИ, принципиальных открытий Ванагайте в ней не сделала, и главный вопрос к ней, вероятно, состоит в том, почему она издала эту книгу не четверть века назад, а именно сейчас, когда результатами ее работы могут воспользоваться (да, собственно, уже воспользовались) в пропагандистских целях.

Надо также учесть, что сама эта тема в независимой Литве отнюдь не была тайной за семью печатями. В своем выступлении в московской мемориальной синагоге посол Литовской Республики в России Ремигиюс Мотузас отметил, что в независимой Литве начали говорить о Холокосте едва ли не раньше, чем в России. Он также напомнил, что израильский мемориал Яд ва-Шем признал Праведниками народов мира 900 литовцев, спасавших евреев в годы нацистской оккупации Литвы. Не случайно, выступая на этом вечере, израильский посол сказал: «Мы благодарны правительству Литвы за сохранение памяти о Холокосте». Замечу, что в России Яд ва-Шем признал Праведниками чуть больше 200 человек.

Тут я бы хотел остановится на соотношении численности тех, кто убивал, и тех, кто спасал. Вообще, мне кажется это не вполне корректное сравнение, и вот почему. Во-первых, надо помнить, что тогда государство фактически дало лицензию на этнический геноцид. На мой взгляд, если на тысячу убийц находится хотя бы десяток благородных и добрых сердец, которые рискуя собственной жизнью, спасают тех, кого правительство разрешает убивать и грабить, то именно этот десяток, а не тысяча палачей, олицетворяет собой то лучшее, что есть в этом народе. Настоящим же государством в Литве с 1941 по 1944 годы был все-таки Третий рейх, а не правительство коллаборационистов, симпатизировавшее германским нацистам и их человеконенавистническим идеям.

Во-вторых, даже из материалов, которые приводит Ванагайте, следует, что непосредственно к убийствам евреев в Литве было причастно примерно 6 тысяч человек. Если вспомнить, что накануне войны в Литве проживало около двух миллионов человек, то 6 тысяч — это где-то 0,3% от всего населения. Соответственно, возникает риторический, на мой взгляд, вопрос: почему 99,7% литовцев того времени (о сегодняшних гражданах Литвы и подавно речи быть не может) должны нести груз ответственности за преступления, совершенные ничтожным меньшинством?

Заместитель председателя Общины евреев Литвы Леонидас Мельникас, выступая на вечере памяти, справедливо заметил, что для чтобы убить 30-50 человек, достаточно было иметь автомат, но для того, чтобы спасти одного человека в тех условиях было необходимо 10 и 20, а то и больше людей. И так оно и было. В спасении литовских евреев принимало участие множество литовцев — не только те, кто непосредственно прятали их у себя дома, но и те, кто приносил продукты и одежду, кто служил связными между теми кто спрятался, и теми кто был в гетто.

Мельникас привел пример семьи будущего знаменитого скрипача и дирижера симфонического оркестра, народного артиста СССР Саулюса Сондецкиса. Его отец до войны был бургомистром Шауляя, то есть известным в городе человеком. Несмотря на то, что людям, спасавшим евреев, грозил расстрел, семья Сондецкисов укрывала в своем доме еврейскую семью — мать и ее ребенка.

Саулюс, который тогда был подростком, вспоминал, как к ним ночью ввалились полицейские, разыскивавшие укрывавшихся евреев. Их всех выгнали на улицу, обыск шел всю ночь и он чувствовал, что, опьяненные властью и оружием пьяные подонки могли расстрелять их в любую минуту… Позже ту женщину и ее ребенка Сондецкисы вывезли на дальний хутор и спрятали в более надежном месте.

Тут я должен сделать небольшое лирическое отступление.

…В конце 1980-х годов мы с мамой отдыхали в небольшом курортном городке на балтийском побережье Литвы — Паланге. Шли по улице и обратили внимание на надпись на одном из домов — здесь живет Народный артист СССР Саулюс Сондецкис. Мама была большой поклонницей его творчества и с ходу предложила зайти, познакомиться — она была непосредственным человеком.

Нажали на кнопку звонка — вышел сам хозяин — мировая знаменитость Саулюс Сондецкис. Улыбнулся так, как будто целый день только и ждал, когда мы к нему постучимся, тут же пригласил в дом. Интеллигентнейший, чудесный человек. Немного пообщались, распрощались и пошли своей дорогой, удивляясь собственному нахальству и удивительной доброжелательности, простоте этого выдающегося музыканта.

У мамы было какое-то особое чутье на хороших людей. Тогда она еще не знала, какой подвиг совершил Сондецкис и его семья в годы войны. А то была бы еще одна тема для разговора: в 1903 году мамина бабушка — Евдокия Николаевна Желенина — во время прокатившейся тогда по России волне еврейских погромов тоже спасла несколько еврейских детей в маленьком городке Жиздра, Калужской губернии, где они тогда жили. В семье Желениных тогда было 9 своих детей. Когда погромщики, пронюхав, что у них прячутся евреи, попытались ворваться в их дом, Евдокия Николаевна вышла к ним, неся перед собой крест. Погромщики отступили…

Возвращаюсь к вечеру памяти в московской синагоге. Член Совета Общины евреев Литвы Геннадий Кофман рассказал о литовской монахине, которая спасла 15 еврейских детей, о литовской семье, в которой было 8 своих детей и которая спасла 8 еврейских ребятишек.

В свою очередь Станисловас Шиманаускас — потомок президента Литовской республики в 1926 году Казиса Гринюса, свергнутого со своего поста в результате государственного переворота, рассказал, как Гринюс и его семья укрывали в годы войны в своем доме литовских евреев. Один из спасенных позже вспоминал, что дом Гринюсов был открыт, к ним постоянно приходили разные люди. За то время, что он скрывался в семье экс-президента, его видели там не меньше ста человек, и никто не выдал.

В 1942 году, в самый разгар нацистской оккупации Литвы, Гринюс и еще двое депутатов литовского Сейма обратились с меморандумом к немецким оккупационным властям, в котором говорилось о нарушении прав национальных меньшинств — евреев, поляков, русских. Видимо, Грюнас был слишком известен и уважаем в Литве, и потому немцы ограничились лишь тем, что отправили его в ссылку, где заключили под домашний арест. В 1993 году уже во вновь обретшей свою независимость Литве Казис Гринюс посмертно был награжден Крестом Спасения погибающих.

Александр Желенин