eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Блогосфера

Чего не будет в новых «майских указах»

Для составления новых своих эдиктов Путин велел использовать программу кудринского ЦСР. Возьмут, конечно, не все. Легко догадаться, что именно отбросят.

19:33, 17.04.2018 // Росбалт, Блогосфера

Фото с <a href=&quot;http://www.forumspb.com&quot;>сайта ПМЭФ</a>

Как говорится, война войной — а обед по расписанию. Сколько бы сил, денег и времени наша госмашина ни тратила на всемирную битву за Башара Асада, но и до домашних российских дел руки время от времени тоже доходят.

Впереди назначение правительства, а также, вероятно, издание чего-то вроде новой версии «майских указов», которыми это правительство будет обязано руководствоваться в качестве программы.

Путин, как говорят, приказал премьеру Медведеву встретиться с главой Центра стратегических разработок Кудриным и почерпнуть из его проектов все подходящее. Не стану касаться комической части этого мероприятия, клонящейся к очередному показательному унижению Медведева, которому к таким вещам не привыкать.

Поговорим о серьезном. Впечатляет масштаб встречи, первоначально назначенной на нынешний вторник, но перенесенной на несколько дней. С Алексеем Кудриным и сотрудниками ЦСР якобы пообщаются не только зицпремьер, но и несколько сановников, действительно принимающих решения. Например, министр-финансов Силуанов и первый вице-премьер Шувалов. А это значит, что по итогам ожидается принятие какой-то части кудринских предложений.

Каких именно?

До сих пор эти предложения были известны только в отрывках. Но на днях — и тоже, видимо, не случайно — ЦСР опубликовал свою программу под названием «Стратегия развития страны», которая состоит, во-первых, из «семи стратегических приоритетов», а во-вторых, из описания «пяти первых шагов к семи приоритетам».

Что касается «приоритетов» ЦСР, то с ними дело, думаю, пойдет неплохо. В том смысле, что многие из них идеально лягут в «майские указы-2».

Например, ускорение технологической революции, цифровизации и прочего в том же духе (приоритет № 3). Ну конечно, это будет принято. Научно-технический прогресс — вечная цель нашего государства. Революционным актом было бы как раз умолчать о нем в стратегических планах.

Или вот рост несырьевого экспорта со $107 млрд до $200 млрд в 2024-м (приоритет № 4). Прелесть таких предсказаний, имеющих столько же смысла, сколько и прогнозы погоды на шесть лет вперед, вовсе не в «научности», а в том, что они создают у начальства иллюзию власти над будущим и поэтому принимаются им на ура.

Не менее положительно оно относится и к обещанию увеличить вес малого и среднего бизнеса в экономике до 40% к 2030-му (приоритет № 2), заодно ослабив тяготеющий над ним гнет проверок. Не в первый раз это обещают и, думаю, даже не в сотый. Значит, есть в этих повторах какой-то глубинный смысл, и вписать их в «указы-2» имеются все основания.

Также среди приоритетов ЦСР, причем под первым номером, — повышение пенсионного возраста, осуществляемое очень медленно, за шестнадцать лет, и сопровождаемое заметным ростом реальных пенсий. Занятно, с какими церемониями, отступлениями и откладываниями наша автократия подступается к этой проблеме. Не уверен, что этот проект напрямую войдет в «указы», а если и войдет, то в выражениях предельно обтекаемых, чтобы от него можно было мгновенно отказаться.

Зато вполне пригоден для включения приоритет № 5, нацеленный на облагораживание казенной машины. «Государство должно существовать для своих граждан и быть, в первую очередь, партнером и помощником, которому можно доверять в любой жизненной ситуации… В госорганах должны быть четко сформулированы миссия и ценности работы. Центральной установкой этих документов должны стать служение гражданам и инициативность…» Издать приказ бюрократам, чтобы немедленно стали инициативными слугами граждан, — это и красиво, и глубоко традиционно. В казенных архивах таких повелений накопилось уже несметное множество.

По душе придется начальству и государствоцентризм и технократизм всех приоритетов программы ЦСР. Гражданин выступает лишь как объект мероприятий бюрократов, а теперь еще и не контролируемых им самим процедур, совершаемых над ним какими-то безликими электронными системами. На какую бы то ни было демократию нет даже намека.

Единственная попытка вырваться из этого круга (приоритет № 6) оставляет чувство неловкости: «У горожан появится возможность для прямого участия в судьбе города: выбирать, на что тратить бюджет города и следить за выполнением работ». Не воображайте, что это о восстановлении разрушенных местных самоуправлений. Речь всего лишь об очередных электронных играх — каких-нибудь интернет-голосованиях, которыми жонглирует начальство.

Ясно, что первая часть программы ЦСР — «семь приоритетов», — тщательно обходящая все, что может не понравиться вождю, вполне пригодна для включения в «указы-2». Если не вся, то в значительной доле. Ее обещания не новы и никого ни к чему не обязывают, а послабления сформулированы слишком обтекаемо, чтобы ими можно было воспользоваться.

Но есть и второй раздел — «пять первых шагов к семи приоритетам».

Из этих пяти всего один не только может, но и должен будет попасть в «указы». А именно, «второй шаг», посвященный «бюджетному маневру» — увеличению доли ВВП, затрачиваемой на образование, медицину и инфраструктуру. И то, и другое, и третье Путин недавно уже пообещал. Это уже часть официальной доктрины.

Зато совсем иное дело — «шаги» первый (создать Центр эффективности госуправления — независимую структуру, которая навязывала бы бюрократии непривычные ей правила), третий (создать Центр трансформации госкорпораций, который ограничивал бы власть главных магнатов государства) и четвертый (провести судебную реформу и укомплектовать судейский корпус из людей другого опыта и круга, чем сейчас, карьера которых «зависела бы от судейского сообщества, а не от правоохранительных органов»).

Сложно представить, что у нас могут сейчас не то что внедряться, но хотя бы и всерьез обсуждаться проекты, бьющие по большим интересам и намекающие даже на небольшие модификации нашего авторитарно-феодального режима.

Не зря Кудрин разделил свой план на два раздела. В первом — удобные и давно освоенные системой банальности. Во втором — несколько менее банальных вещей, которые система по доброй воле не допустит.

Впервые с такой наглядностью внутренняя драма системного либерализма расколола надвое его идеи и рецепты. Поскольку сислибы работают в системе и для системы, то должны сочинить и скормить ей то, что она давно превратила в бессмыслицы, охотно потребляет и заносит в свои «указы». Для этого составлена первая часть — «приоритеты».

Но есть ведь еще и желание сделать что-то разумное, доброе и вечное. Поэтому пишется вторая часть — «первые шаги», выполнение которых возвратило бы бессмыслицам смысл. Пишется для поддержания самоуважения. Если хотите, для истории. Но точно не для «указов».

Сергей Шелин

По теме

Статьи

Новости

Все новости

Погода

Москва: 10°, облачно
Санкт-Петербург: 8°, ясно