Posted 24 мая 2018,, 17:43

Published 24 мая 2018,, 17:43

Modified 31 января, 19:36

Updated 31 января, 19:36

Требовательный диалог без иллюзий

24 мая 2018, 17:43
Юлия Петровская
Президент Франции Эммануэль Макрон всерьез надеется убедить Владимира Путина в том, что Россия — часть Европы.

Президента Франции Эммануэля Макрона, похоже, готовы принимать в России как старого доброго друга. Макрон — все еще новичок на международной арене, но он стал почетным гостем нынешнего Петербургского международного экономического форума, который позиционируют как одно из самых масштабных мероприятий за всю его историю. Переговоры хозяина Елисейского дворца с Владимиром Путиным заранее оценены в Кремле как «несомненно, важные», несмотря на то, что не ожидается прорыва ни по одной из ключевых тем, — а это Украина, Сирия и Иран.

Споры о вмешательстве России во французские выборы, проблема Крыма, санкции и высылка российских дипломатов, безусловно, не забыты. Но, невзирая на неблагоприятный международный контекст, тон французской прессы перед началом визита Макрона в Санкт-Петербург не такой уж пессимистичный. Даже контролируемое Кремлем информационное пространство, где Макрона долгое время выставляли на посмешище, демонстрирует в последние дни способность отличать комильфо от моветона.

Сообщая о встрече Путина и Макрона, помощник российского президента Юрий Ушаков поставил ее в один ряд с недавними переговорами с канцлером ФРГ Ангелой Меркель в Сочи, назвав основными темами Иран, Сирию и Украину. На эти же вопросы делают акцент и в Париже.

В Елисейском дворце говорят, что Макрон настроен на серьезный диалог и поиск точек согласия, осознавая при этом все трудности. Тем более что за последний год, то есть с тех пор, как Путин и Макрон встречались в Версале, российская позиция на сирийском и украинском направлениях ничуть не изменилась. Французские власти продолжают воспринимать Россию как «соучастницу» химических атак Башара Асада и виновницу тупика в урегулировании украинского кризиса.

Тем не менее «горячая линия» между Кремлем и Елисейским дворцом никогда не прерывалась. «Начиная с ноября Макрон и Путин общаются по телефону примерно раз в месяц, — отмечают в окружении французского лидера, — и это настоящие рабочие разговоры, в которых все сосредоточены на существе вопроса».

Наблюдатели полагают, что на этом этапе окно возможностей приоткрывается только на иранском направлении. Решение президента США Дональда Трампа о выходе из соглашения о ядерной программе Ирана, может подтолкнуть вовлеченные стороны (Франция, Германия, Великобритания, Китай, Россия) к сближению позиций.

Впрочем, у Москвы и Парижа здесь разные стратегии. Если Москва требует придерживаться положений Совместного всеобъемлющего плана действий, называя его «важнейшим документом», то Париж говорит о необходимости достижения нового «расширенного соглашения» по Ирану.

По едкому замечанию одного из французских журналистов, «Трамп предоставил Путину и Макрону редкую возможность поладить после его ошеломляющего решения о выходе из иранской ядерной сделки, которое воспринято в Европе как настоящее оскорбление». Однако, по оценкам московских экспертов, спасти действующее соглашение крайне сложно, и пока события разворачиваются по сценарию администрации Трампа.

Тот факт, что Макрон прибыл на одно из главных кремлевских мероприятий, невзирая на «дело Скрипалей» и иные острые споры свидетельствует о том, что у Парижа есть своя повестка в отношении России. И это не только политические вопросы.

В Елисейском дворце говорят, что у французских компаний сохраняется «аппетит» на российском рынке и настрой на долгосрочные отношения. В Петербург приехали более 200 представителей французского бизнеса, включая несколько десятков руководителей крупных французских компаний. Подготовлено около 20 соглашений и контрактов, часть которых будет подписана в присутствии президентов. Среди этих документов — соглашения о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики и космической сфере.

Франция остается одним из лидеров по прямым инвестициям в российскую экономику, а кроме того, французские компании входят в тройку иностранных работодателей в России.

Для бизнеса проблема санкций и контрсанкций — одна из ключевых. По оценке генерального директора Франко-российской торгово-промышленной палаты Павла Шинского, ряд французских компаний-импортеров попросту выброшены с российского рынка и некоторые из них здесь больше не появятся, что обернется серьезным ущербом для внешнеторговой деятельности.

К своему первому официальному визиту в Россию Макрон, похоже, готовился основательно, встречаясь и с разными специалистами. Один из его собеседников Мишель Эльчанинов, философ и автор книги «В голове Владимира Путина», полагает, что у двух политических лидеров не так уж мало точек соприкосновения. «Оба возникли на политической сцене из ниоткуда, и у них схожая задача — вернуть свою страну в центр международной игры». Впрочем, как отмечает этот философ, между бывшим банкиром и бывшим сотрудником спецслужб вряд ли возникнут доверительные отношения, поскольку Путин воспринимает деятелей, подобных Макрону, как олигархов, не заслуживающих доверия.

Помогли ли такие оценки самому Макрону разобраться в мыслях и планах российского лидера, не известно. Но заявления французского президента свидетельствуют о весьма амбициозных планах в отношении России. В интервью Le Journal du Dimanche он заявил, что «хочет вести стратегический диалог с Путиным и связать Россию с Европой, не дав ей замкнуться в себе».

В подобном ключе высказывались многие предшественники Макрона, причем некоторым из них было куда проще. За 18 лет Путин прошел путь от фактического сторонника присоединения России к Евросоюзу до убежденного антиевропейца со специфическими чертами представителя «русского мира». Макрон считает, что Россия — часть Европы, но у самого российского лидера, похоже, нет образа европейского будущего России. И в этом смысле тет-а-тет в Петербурге не сулит новых идей.

За год нахождения у власти Макрон снискал славу едва ли не самого жесткого критика российского курса. «Путин буквально помешан на вмешательстве в дела наших демократий. Поэтому мы никогда не должны проявлять слабость в отношениях с ним. Он использует наши слабости в своих интересах. Он стоит за огромной машиной пропаганды и дезинформации, которая ослабляет наши демократические режимы — в Европе и в США, так как Путин считает, что это в интересах его страны. Я не строю никаких иллюзий. Я готов с ним работать, зная, что он собой представляет», — сказал в апреле Макрон, отвечая на вопрос Fox News.

Макрон, конечно, еще не забыл про личные оскорбления и фейковый компромат, который российская пресса публиковала во время избирательной кампании во Франции. Но если бы французский президент читал российскую прессу, он наверняка оценил бы прогресс.

От эпитетов вроде «кукла Ротшильда», «психопат» и «мистер Никто» здесь в последнее время перешли к более мягким оценкам его личности, не отказываясь, впрочем, от высмеивания «вассального» положения Франции и Европы в целом. В качестве повода для этого сгодился даже сувенир Мелании Трамп, подарившей Макрону лоскуток обивки стула из раритетного гарнитура Белого дома. Дескать, «кому стул, а кому и обивка от стула».

Организаторы Петербургского форума не поскупились на удобное кресло для Макрона. Но уже скоро станет понятно, пришелся ли сам он ко двору, — в том числе по тону публикаций кремлевских изданий. Обычно в Москве быстро возвращаются к формату à la guerre comme à la guerre.

Юлия Петровская