Posted 4 июля 2018,, 14:18

Published 4 июля 2018,, 14:18

Modified 30 марта, 19:23

Updated 30 марта, 19:23

Боевой атом: по секрету всему свету

4 июля 2018, 14:18
Алла Ярошинская
Полувековой юбилей ДНЯО мир встретил, все дальше уходя от положений знаменитого международного договора.

В мировом футбольном угаре почти все СМИ потеряли важное событие — 1 июля сего года ООН отмечала 50 лет Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Излишне говорить о его важности в условиях «двух миров — двух идеологий», как обозначали то время пропагандисты газеты «Правда». Однако после падения СССР стало ясно, что исторический Договор, на котором держалась вся архитектура «ядерного мира», стремительно теряет свое сдерживающее начало. Ядерное оружие становится вожделенным запретным плодом, все чаще сотрясая международные отношения посягательствами на его владение. Последние «цунами» в этой сфере происходят прямо на наших глазах — это история с ядерной программой Ирана, а также испытания ядерного оружия Северной Кореей.

Иногда кажется, что за время существования и продления этого Договора лоббисты официальных ядерных стран до того заболтали его, что многие уже и забыли, зачем он был заключен в самый разгар «холодной войны» в 1968 г. Тогда его инициаторами стали пять стран, владеющих смертоносным оружием — Россия, США, Франция, Британия и Китай. Почти сразу к нему присоединились еще 59, а сегодня под ним стоят подписи 190 государств, поэтому он по праву считается самым всеобъемлющим многосторонним международным документом.

Как пишет в своей статье в журнале новостной рассылки американского НПО Nuclear Age Peace Foundation («Фонд мира в ядерную эпоху») Эллис Слэйтер из международного координационного комитета World Beyond War («Мир после войны»), полвека назад «ядерные» страны заключили договор, «чтобы „добросовестно пытаться“ отказаться от своего ядерного оружия, в то время как государства, не обладающие ядерным оружием, обещали не приобретать его». Ключевые слова здесь — «отказаться от ядерного оружия». Именно это первоначально и предполагал ДНЯО — полное ядерное разоружение. В шестой статье документа прямо говорится о его сокращении и уничтожении.

Однако парадоксальным образом уже и после принятия ДНЯО ядерные государства, одной рукой уничтожая устаревшие образцы боеголовок, второй — наращивали новейшие. Через полвека существования Договора на планете все еще насчитывается около 15000 ядерных боеголовок. Все они, кроме примерно тысячи, находятся в США и России, которые держат почти 2000 из них в состоянии готовности, то есть могут в любое время уничтожить цели на территории друг друга (и не только) за считанные минуты.

Еще в 2004 г. генеральный директор Международного агентства ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед Эль-Барадеи заявлял, что в мире «возник гениально организованный черный ядерный рынок», в котором «замешаны предприимчивые ядерные эксперты, бессовестные фирмы, даже государственные органы. Очевидно, что в последние годы система международного контроля над экспортом оказалась совершенно беспомощной. А инспекторы МАГАТЭ не смогли остановить Пакистан, Индию и Израиль от разработки ядерной бомбы». И далее: «Договор о нераспространении ядерного оружия в том виде, в каком он существует, не препятствует тому, чтобы государство занималось производством обогащенного урана или даже закупало у кого-либо ядерные материалы, которые могут быть использованы в военных целях». Глава надзорного ведомства заметил: если кто-либо из (продвинутых) 35-40 стран, которые в данный момент придерживаются ДНЯО, решат из него выйти, то они смогут создать ядерное оружие за считанные месяцы.

Проблема с тех пор никуда не делась, а судя по текущим ядерным скандалам, еще больше усугубилась. Самым актуальным для нераспространения ядерного оружия и сейчас является вопрос о нелегальных продажах (или секретных, на основе тайных двусторонних договоров) ядерных технологий. Вот обзор крупных утечек подобного рода за годы существования ДНЯО.

В 1969 г. грузовое судно ФРГ вышло в море из Антверпена с 200 тоннами урана. В документах было записано, что уран предназначен для итальянской фирмы по производству катализаторов для химпромышленности. Но до Генуи судно так и не дошло. Месяцы спустя оно было обнаружено в турецком порту, но уже с другим грузом. Международные атомные службы так и не смогли ничего узнать о судьбе урана. И только годы спустя один из сотрудников ЦРУ то ли допустил утечку информации, то ли просто проговорился — 561 бочку с грузом, в которых был запечатан уран, продали Израилю. Этого было вполне достаточно для производства оружейного плутония, а затем — 33 атомных бомб небольшой мощности.

В середине 1970-х гг. в США странным образом исчезли 4 тонны обогащенного урана и плутония. Об этом в 1978 г. сообщила международная печать. В том же году британское управления по атомной энергии провело свою инвентаризацию, которая показала, что в 1971—1977 гг. с АЭС Великобритании исчезло 100 кг плутония.

Нелишне вспомнить, что Китай испытал атомную бомбу в 1964 г., а термоядерную — в 1968-м. Индия провела ядерные испытания в 1974-м. О ядерной бомбе Пакистана стало известно в 1984-м, еще через четыре года он провел ее испытания.

В военном арсенале ЮАР еще в 1989 г. насчитывалось шесть ядерных зарядов, но в 1991-м под давлением мирового сообщества она присоединилась к Договору.

Большинство этих стран не могли бы самостоятельно разработать ядерное оружие и произвести достаточное количество урана и плутония так быстро. Это значит, что кто-то продал им все необходимое — от технической документации до расщепляющихся материалов.

Правда о черном ядерном рынке намного страшнее, чем нас пугают в газетах. Там пишут, что нам угрожают ядерные террористы. Я бы сказала, — и они тоже. Потому что нам, прежде всего, угрожает система засекреченных двусторонних государственных договоров в сфере ядерных технологий. Вот факты из открытых источников.

В 1945—1946 гг. США передали информацию о бомбе Швеции (позже она подписала ДНЯО). В 1970-х США передали ядерные материалы и технологии Израилю. В 1974 г. США, Франция и Израиль поделились своими атомными секретами с ЮАР.

В 1956—1960 гг. в рамках советско-китайской программы передачи ракетно-ядерных технологий и обучения китайцев в вузах СССР атомные секреты оказались в КНР. Китай продал их Индии, Пакистану и Северной Корее.

Цепная реакция продолжалась — Пакистан поделился ядерными знаниями с Ираном и Ливией. (Ливия лет десять назад призналась в своих атомных «грехах» и передала соответствующую техдокументацию в МАГАТЭ.) Больше десяти лет назад под давлением доказательств Иран признался, что получил ядерные технологии, в частности, центрифугу для обогащения урана от Пакистана.

В 2003-м The New York Post, ссылаясь на генерал-майора Аарона Зееви, представителя разведки Армии обороны Израиля, сообщила, что Саудовская Аравия ведет переговоры с Пакистаном о покупке ядерных боеголовок. По информации из некоторых источников, вероятно, на пути к созданию ядерной бомбы находятся Аргентина и Бразилия. Атомный объект Сирии израильтяне разбомбили еще в 2007 г., о чем признались недавно. («Росбалт» писал об этом.)

Полвека ДНЯО мир встречает не только скандалами со странами, стремящимися получить свою ядерную бомбу, но и обструкцией со стороны ядерных государств многие годы разрабатываемого и недавно одобренного на уровне Конференции ООН Договора о запрете ядерного оружия, который открыт к подписанию. В его подготовке принимали участие 122 государства, но его игнорировали все ядерные страны — на самых высоких уровнях. Как сказал один из экспертов, это — «ядерный апартеид».

Новыми ядерными инициативами отмечают юбилей Договора США, пишет американский эксперт Эллис Слэйтер: «Только в этом месяце администрация Трампа повысила ставку по плану, разработанному военной машиной Обамы, чтобы потратить один триллион долларов в течение следующих десяти лет на два новых завода по производству атомных бомб, новое оружие и самолеты, несущие его, ракеты и ​​подводные лодки. И самым радикальным аспектом бюджета, — отмечает она, — является именно масштабное расширение ядерного арсенала, прекращение 15-летнего запрета на разработку „более пригодных для использования“ ядерных боеголовок, которые могут быть доставлены подводной лодкой, а также крылатыми ракетами. „Более пригодные для использования“ в этом случае — бомбы, которые, по меньшей мере, столь же разрушительны, как и уничтожившие Хиросиму и Нагасаки».

Свои ядерные силы пытается модернизировать и Россия. В марте с. г. Путин в своем Послании о положении в стране рассказал (в картинках и с мультиками), в частности, о новейших ракетах с малогабаритной ядерной установкой, разрабатываемых в ответ на выход США из Договора по противоракетной обороне (ПРО) от 1972 г. и размещение ее элементов в Восточной Европе.

По иронии судьбы, сообщает американский журнал НПО Nuclear Age Peace Foundation, на этой неделе Госдепартамент выступил с совместным заявлением госсекретаря США Помпео и министров иностранных дел России и Великобритании, преподнося ДНЯО как «существенную основу для международных усилий по преодолению надвигающейся угрозы — ранее и сейчас, — распространения ядерного оружия по всему миру… Договор ограничил риск того, что разразится большая опустошительная ядерная война». Наверное, халвы объелись дипломаты.

Алла Ярошинская