Posted 10 июля 2018,, 10:42

Published 10 июля 2018,, 10:42

Modified 30 марта, 19:20

Updated 30 марта, 19:20

Почему фон Мекк опаснее Ленина

10 июля 2018, 10:42
Сергей Лесков
В современной России почти такая же протяженность железных дорог общего назначения, как до Первой мировой войны.

Чемпионат мира по футболу со всеми его страстями и влюбленностями неминуемо закончится. Чем будет жить страна? При нашей неизбывной склонности к гигантомании какой проект будет предложен народонаселению? Уже были остров Русский, Олимпиада в Сочи, Крымский мост, футбольный чемпионат. Что дальше?

В последние дни оживились разговоры про начало строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань уже в 2019 году. Бюджет — 1,7 трлн рублей. Больше чемпионата мира по футболу, но все-таки меньше Олимпиады. Глава Чечни Рамзан Кадыров, который чутко улавливает вектор федеральных дотаций, высказал пожелание, чтобы высокоскоростная магистраль, которая появится на юге России, заехала в Грозный.

Президент Путин еще в 2013 году отмечал, что проект Москва — Казань должен быть начат в 2018—2019 годах. С той поры много воды утекло, но все санкции и переживания не помешали тому, что проект был представлен в правительство, которое согласилось выделить капитальный грант в размере 700 млрд рублей. Если учесть, что во время последнего визита в Китай президент России Владимир Путин вместе с товарищем Си Цзиньпином прокатился по одной из многочисленных высокоскоростных магистралей (не из простого же любопытства!), новый глобальный проект можно считать весьма вероятным.

В конце XIX — начале XX веков огромное значение для развития России имело строительство Транссибирской магистрали. Самая длинная в мире железная дорога стала локомотивом всей экономики. Любопытно, что во второй половине XIX столетия американский инженер Перри Коллинз предложил правительству России проект железной дороги от Владивостока до Иркутска. По существу, это была Байкало-Амурская магистраль для опережающего, как сейчас бы сказали, развития Дальнего Востока. Но в чьих интересах? Америка уже приобрела у России Аляску и целенаправленно смотрела на Приморье. Россия предпочла собственный проект. Кстати, Транссибирская магистраль была построена без каких бы то ни было иностранных кредитов, только на внутренние средства.

Всего в России к началу Первой мировой войны было построено 70 тысяч километров железных дорог. Через сто лет с учетом всех пятилеток, перестроек, модернизаций их протяженность почти не увеличилась. Сейчас в России 85 тысяч километров железных дорог общего назначения. Еще около 30 тысяч — дороги специального назначения, на которые делалась ставка в эпоху военизированного СССР.

Железные дороги для России с ее громадными расстояниями и отсутствием автомобильных трасс имеют важнейшее, даже мистическое значение. Действие многих произведений разворачивается в поездах, где завязываются знакомства, совершаются преступления, разыгрываются любовные драмы. И не случайно главная героиня русской литературы Анна Каренина имела с железной дорогой особые отношения. Наш главный музыкальный гений Петр Чайковский жил и творил на средства железнодорожного короля России фон Мекка. А Лев Толстой, покинув родную Ясную Поляну, не нашел лучшего места, чем железнодорожная станция, откуда и отправился в иной мир…

Однако сегодня мировое лидерство потеряно. Видимо, то, что большевики расстреляли Николая фон Мекка, сына основателя династии, даже несмотря на то, что он добровольно отдал государству все состояние и помышлял лишь о строительстве новых дорог, имело символическое значение. По качеству железнодорожной инфраструктуры Россия скатилась на 23 место в мире, по общей транспортной инфраструктуре — на 74-е. На 10 тысяч населения в России приходится 5,8 километра железнодорожного полотна. А в таких разных по экономическим и географическим условиям странах, как США и Чехия, — по 9 километров. При этом наше отставание в автомобильном и авиационном транспорте еще масштабнее.

В царской России каждый год строили по 5 тысяч километров железных дорог. В современной России — практически не строят новых дорог, чинят и латают старые. Но вот вопрос: какие дороги надо строить? В мире взят курс на высокоскоростные магистрали, которые обеспечивают скорость в 300-400 км в час. Для сравнения наш «Сапсан» — 230 км в час. Отличие в том, что он использует обычную магистраль, а высокоскоростные поезда требуют особого полотна. В России пока таких дорог нет, это технология совершенно новая и пока неосвоенная.

Первая высокоскоростная магистраль была построена в Японии еще в 1964 году. В Китае таких дорог 25 тысяч километров. Это почти 70 процентов всех высокоскоростных дорог в мире. Скорость на дороге в Китае, которую инспектировал президент Путин, — до 380 км в час. Недавно в Китае проложена очередная высокоскоростная магистраль по трассе легендарной русской КВЖД, от которой мы отказались при Хрущеве. Через три года в Китае будет введен в эксплуатацию поезд на магнитной подушке, который будет развивать скорость 1 500 км в час, то есть выше скорости звука и быстрее гражданского самолета.

Скорость — это деньги. Как говорят в народе, кто первый встал, того и тапки. Экономика последние два века связана со скоростью передачи информации и скоростью транспортного сообщения. Быстрее растет тот, кто быстрее передвигается. Россия, имевшая в начале ХХ столетия хорошие позиции, теперь катастрофически отстает от тех, кого считает конкурентами. Если мы будем передвигаться с той же скоростью, как при славном Карле фон Мекке, никакой модернизации не дождемся. Конечно, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России предусмотрено строительство 4 тысяч высокоскоростных железных дорог до Казани, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Адлера, Санкт-Петербурга. На сайте РЖД можно найти ведомственную концепцию, где обещано 20 проектов и 50 высокоскоростных маршрутов до 2030 года. Впрочем, разговоры ведутся уже пять лет, но первая дорога до Казани все еще в проекте, хотя нашлись уже инвесторы из Китая.

Что же тормозит эти проекты и где поставлен семафор? Эксперты в один голос говорят: железнодорожная наука (есть и такая!) в России находится на высоте и вполне может справиться с проблемой. Иногда мне кажется, что осторожное отношение государства к строительству дорог при всей очевидности неразвитой транспортной инфраструктуры имеет рациональное объяснение. При развитии дорожной инфраструктуры возрастает мобильность населения, увеличивается непредсказуемая турбулентность экономики и социума. И все это угрожает контролю над обществом. Кто вообще знает, может, если бы не было Транссиба, то и революция бы не грянула? Может быть, фон Мекк оказался для режима опаснее Ленина и Керенского вместе взятых? Безопаснее сидеть по медвежьим углам. Скудненько, зато спокойно…

Что касается Анны Карениной, то нельзя исключить, что скоростной поезд пролетел бы мимо с таким свистом, что главная героиня русской литературы просто не успела бы исполнить свое намерение.

Сергей Лесков