Posted 10 июля 2018,, 12:33

Published 10 июля 2018,, 12:33

Modified 30 марта, 19:20

Updated 30 марта, 19:20

Праздник, который никому не нужен

10 июля 2018, 12:33
Людмила Семенова
Продавать «духовные скрепы» — задача не из простых. Особенно когда дело касается шоу-бизнеса.

«Наш ответ святому Валентину», или День семьи, любви и верности, который в России якобы отмечают 8 июля, в этом году прошел практически незамеченным. Конечно, нынешнее лето стало особенным, но он и раньше не пользовался особой популярностью. Как ни старались наши властители культуры вытеснить буржуйский день гегемонии бумажных и шоколадных сердечек и загнать народ в колею «особого пути», День Петра и Февронии не прижился.

Не будем останавливаться на том, что выбор покровителей «праздника нравственных и духовных семейных ценностей» изначально был весьма странным — об этом уже немало сказано теми, кто действительно разбирается в истории древней Руси. Главное, что никого в народе, кроме любителей приурочивать поход в ЗАГС к красивым датам, это особенно не волнует. Тем более что праздник не является выходным днем, а это для обывателя куда важнее, чем эфемерные ценности.

На количестве разводов пропаганда, разумеется, никак не отражается. Но что поделаешь — любят в России различные «ответы» тем, кто ни о чем нас не спрашивает. Поэтому телевидение, как главный пропагандистский и «культурный» инструмент государства, вынуждено отрабатывать заявленное мероприятие. Пусть народ в основном пашет на грядках или расслабляется на пляже, пусть топ-звезды разъезжаются по своим летним резиденциям — нужно забить сетку чем-то соответствующим дате.

Для этого используют скромные форматы и артистов второго эшелона — малоизвестных или подзабытых, вроде Ларисы Долиной или Алексея Глызина, пишут слащавую программу с песнями о боге или о любимом-единственном и отправляют получившийся продукт в прайм-тайм воскресного дня на Первом канале.

Вялое настроение участников праздничного концерта ясно показывало: работали они для галочки и заработка, зная, что никто на них особо не смотрит (а возможно и вообще не задаваясь этим вопросом).

Антураж тоже вполне соответствовал низкой значимости мероприятия: концерт провели в Муроме — пусть этот город исторически связан с покровителями праздника, но надо трезво смотреть на вещи. Налет провинциальности ярко контрастировал со столичными шоу. Те хоть и мало отличаются по ценности музыкальной составляющей, но в визуальной и маркетинговой их не сравнить.

Ведущими были выбраны супруги — юморист Виктор Васильев и актриса Анна Снаткина. Надо отдать должное: у них намного более соответствующий идее праздника имидж, чем у таких топовых конферансье, как Иван Ургант, Ксения Собчак, Лера Кудрявцева. Но зато и известны они главным образом тем, что женаты. Увы, иначе наш шоу-бизнес, похоже, не работает.

Среди участников программы оказалось немало действительно талантливых артистов, медийность которых сегодня не слишком велика. Казалось бы, такие концерты дают шанс и недавним выходцам из шоу «Голос», и уже известным певцам, которых в разгар сезона обычно вытесняют Киркоров и Басков. Но упомянутая провинциальность мероприятия и самое застойное время года словно подчеркивают: вот это — их потолок. По крайней мере, по мнению тех, кто управляет нашими псевдомузыкальными империями.

Об исполненных песнях и сказать особенно нечего: среди них не было ни ужасных, ни прекрасных. Их просто как будто наскребли по закромам, в которых хранится, все, что не сгодилось раньше. Музыкальные номера отличались сдержанной стилистикой, зачастую приятными мелодиями — но ни один не запомнился. За исключением, пожалуй, выступления Ирины Дубцовой, которая в вызывающем алом платье с декольте и с безбашенной песней выглядела главной бунтаркой вечера, и Жасмин, которая пела о белой птице, но ее чешуйчатый серебряный наряд вызывал ассоциации со змеей.

И еще смутило появление Ирины Аллегровой в шоу, у которого есть претензия на высоконравственный замысел. Аллегрова, безусловно, именитая артистка, однако ее привычный сценический образ не очень вписывался в концепцию нынешней программы. Многие еще помнят ее хиты «Императрица», «Угонщица», «Любовница» — совсем не про «семью и верность».

«Фишкой» концерта стало еще и то, что некоторых участниц объявляли в соответствии с их семейным статусом. Возможно, идея заключалась в том, чтобы у телезрителя возникало чувство общности со своими кумирами: и Алсу, и Жасмин, и Натали, и Анита Цой в первую очередь — матери семейств, как и сотни тысяч простых российских женщин, составляющих основное ядро и поклонников, и ненавистников отечественной музыкальной тусовки. Но на фоне стремительно падающего уровня жизни большей части населения это уже не вызывает ни доверия, ни умиления. Все упомянутые артистки для своей аудитории так же недосягаемы, как принцессы из волшебного замка с заставки студии «Дисней».

Словом, подобный концерт можно посмотреть — хотя бы чтобы убедиться, что пока еще наша массовая культура может предложить не только «компьютерные» голоса, тюнингованные тела и откровенные наряды. Но все остальное подается так редко и в такой унылой форме, что вряд ли вызовет у зрителя энтузиазм. Скорее всего, он предпочтет более привычный продукт — пусть и не очень качественный, зато хорошо упакованный и разрекламированный.

Людмила Семенова