eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Блогосфера

Как далеко убегут «старушки» без пенсий?

Иногда телевизор срабатывает совсем не так, как хотелось бы пропагандистам.

09:06, 21.07.2018 // Росбалт, Блогосфера

Стоп-кадр из сериала «Старушки в бегах»

В жаркое время года телевидение традиционно снабжает свою аудиторию легким, расслабляющим контентом в прайм-тайм. Именно к такой категории относится сериал «Старушки в бегах» на Первом канале, посвященный приключениям трех подруг-пенсионерок, которые решили отдохнуть от заедающего быта и эгоистичного младшего поколения. Незатейливая и симпатичная комедия в стиле «роуд-муви» в другое время забылась бы очень скоро, но этим летом тема жизни на пенсии воспринимается особенно остро.

При всей непритязательности сюжета, сериал отличается хорошей актерской работой — в основном это касается трио «старушек», которых играют Елена Сафонова, Татьяна Орлова и Марина Яковлева. Остальные, в особенности младшие родственники героинь, выглядят гораздо более бледно. В проекте, который частично снимался в подмосковной Коломне и селе Парфентьево, есть черты популярного на отечественном ТВ провинциального жанра: главные персонажи на своем пути встречают разных представителей народа, с их скромными запросами и простыми радостями.

Если присмотреться, у «Старушек» есть нечто общее со старым и куда более злым и претенциозным кинопродуктом — фильмом Эльдара Рязанова «Старые клячи». И там, и там — чувство неприкаянности в мире, который принадлежит молодым, выселение из родной квартиры, давняя дружба как единственная опора, эксцентричные придумки, картины классового различия, необычная машина как атрибут экшен-моментов. Однако гротеск Рязанова — скорее социальная сатира с налетом и драматизма, и черного юмора (который, кстати, был не слишком дружелюбно встречен зрителями).

У современного сериала даже название указывает на то, что это добродушно-комичная история, не связанная с катаклизмами государственного масштаба и показывающая коррупцию местной власти как неизбежную будничную неприятность, которую можно обойти легко и без насилия. Ум, находчивость и обаяние трех «старушек» помогают дать отпор состоятельным хамам, спасти угасающий бизнес, найти пропавшего человека, устроить семейное счастье. И общая проблема героинь — разлад с родственниками — тоже наверняка будет решена без лишнего трагизма.

Однако внимательные и придирчивые зрители сразу уловили лейтмотив сериала: жизнь на пенсии не заканчивается, даже если тебя пытаются убедить в обратном, и никогда не поздно решиться на какие-нибудь безумства. На бешеной волне телевизионной пропаганды, рассказывающей нам о благах от повышения пенсионного возраста, многие увидели в «Старушках» свежеиспеченную агитку.

И в самом деле, три героини не только выглядят моложаво и воодушевленно. Они активны, интересуются окружающей жизнью, не боятся трудностей и не теряют профессиональных навыков. Бывшая учительница закономерно лидирует и вдохновляет менее смелых подруг, бывший адвокат вступает в противоборство с местечковым «хозяином жизни», а шеф-повар до сих пор может произвести фурор своими кулинарными секретами. Но соль в том, что сериал снимался в прошлом году, когда повышение пенсионного возраста еще казалось очень далеким и абстрактным. И с чем бы ни была связана премьера сериала именно в данный момент, он, если присмотреться, выражает как раз обратные нынешнему мейнстриму идеи.

Да и героини только в шутку названы «старушками» — по энергии и живости ума они дают фору своим ленивым, непутевым и эгоистичным отпрыскам. Но это вопрос личных качеств, а не социального статуса. А что же касается пенсионной темы, то, как ни странно, в новых реалиях, когда людям будет предписано на несколько лет дольше радоваться активной жизни и общению, авантюра, подобная той, которую провернули «старушки», вряд ли будет возможна.

Ведь пенсионные деньги — это и необходимая подушка безопасности, и гарант той самой свободы, которую героиням захотелось испытать взамен бесконечных препирательств с детьми и квартирных вопросов. Если бы они продолжали работать, им не удалось бы внезапно исчезнуть, оставив короткие записки родным. А если бы вынуждены были сидеть дома на содержании детей, то о самостоятельных решениях вообще не могло быть и речи. И их удерживали бы не чувства к избалованным, но все же любимым родственникам, не ответственность, не мудрость, а безвыходность, вынужденность терпеть неуважение, хамство, посягательство на дорогие им вещи и воспоминания. В таком ключе это и впрямь были бы «Старые клячи» нового времени — три несчастные женщины, объединенные унылым существованием, а не народные героини Зина, Лида и Катя.

Так что если пропагандисты хотели вдохновить этой комедией тех, кто скептически настроен к грядущим переменам, то они явно ошиблись в посыле. Да, жизнь после 50-ти, разумеется, не заканчивается — мы потихоньку продолжаем свой путь, с грузом уже сделанных ошибок, накопленных навыков и испытанных радостей. Однако если лишить немолодого человека пусть небольшого, но личного капитала, поставить его в зависимость от тех, кто по своему усмотрению или капризу может сломать его судьбу, — этот путь станет значительно более тяжелым. 

По сюжету сериала родственники героинь осознают свои ошибки и начинают ценить блудных матерей только благодаря тому, что те могут сами распоряжаться своими средствами и временем. Иначе не было бы ни веселых приключений, ни благополучного воссоединения. И если все пойдет нынешними темпами, то вскоре такой сериал станет для россиян лишь приветом из «прекрасного далека»…

Людмила Семенова

По теме

Статьи

Чувство антиамериканизма Чувство антиамериканизма

Истоки истерического нынешнего антиамериканизма ясны и понятны до боли. Чувство благодарности — самое тяжелое чувство для рядового человека, его почти невозможно выносить. Особенно, если «отблагодарить» нечем — слишком неравны возможности и силы.

Новости

Все новости

Погода

Москва: 21°, ясно
Санкт-Петербург: 18°, ясно