Posted 24 июля 2018,, 14:12

Published 24 июля 2018,, 14:12

Modified 31 января, 20:14

Updated 31 января, 20:14

Трамп и «зайцы» в НАТО

24 июля 2018, 14:12
Алла Ярошинская
За «наездом» президента США на Черногорию скрывается недовольство необходимостью удовлетворять растущие финансовые аппетиты Североатлантического альянса.

Недавний скандал по поводу размышлений вслух президента Трампа о том, что из Черногории, с ее «агрессивным» народом, может начаться Третья мировая, и почему в этом случае солдаты США должны за эту страну умирать, мне кажется не таким уж безобидным. Хотя многие местные обозреватели уже заявили, что Монтенегро была приведена в качестве примера, мол, на ее месте могла бы оказаться любая страна. Наверное, с этим можно согласиться, тем более что в том же интервью ведущий вспомнил и Албанию — в таком же контексте. Но Трамп почему-то стал развивать мысли о характерных особенностях именно черногорцев.

Известно, что национальный телеканал Fox News — едва ли не единственный, который поддерживал Трампа в предвыборную кампанию и продолжает играть на его стороне. Так вот, при просмотре передач канала оказалось, что эти размышления Трампа вовсе не такие бесхитростные. У истории со скандальным интервью есть свое продолжение. Не менее увлекательное.

Речь идет о программе Tucker Carlson Tonight, названной по имени ее ведущего Такера Карлсона, политического обозревателя. Это именно он сопровождал Трампа в журналистском пуле в Хельсинки, а затем брал там интервью об отношениях США и НАТО. Не ограничившись только им, Карлсон продолжил транслировать самые смачные куски из него как отправные для углубления и ковыряния в болезненной теме.

«Для Америки эта страна (Черногория) неважна, — запальчиво вещает ведущий. — Но недавно выяснилось, что страна играет немалую роль для каждого американца. Все дело в том, что с прошлого года Черногория является членом НАТО. Это значит, что если Черногория когда-то начнет войну, наша армия обязана будет ее защищать. Согласно правилам Альянса мы должны защищать членов НАТО. На первый взгляд, в этом нет ничего серьезного. Пока нет войны». Дальше — больше: «…Почему защищать Черногорию в наших интересах? Почему наши солдаты должны гибнуть за Черногорию? (…) Президент (Трамп) размышлял над этим вопросом. Президенты должны о таком думать. Серьезные страны должны устраивать по этому поводу дебаты. Защищаешь Черногорию? Почему? На это есть стоящие причины? Но те, что стоят на страже публичных обсуждений, люди несерьезные. Они предпочитают игнорировать проблему». И уж совсем устрашающе: «За подобные рассуждения Трампа предлагают отправить в тюрьму».

Как пояснил обозреватель, после откровений президента большой сегмент Интернета заявил о том, что да, США имеют обязательства перед Черногорией. Ведь черногорцы участвуют в военных операциях в Афганистане. И поэтому «у американцев есть пожизненное обязательство жертвовать жизнями людей и тратить деньги, защищая границы Черногории. Это же идиотизм! — восклицает Карлсон. — На самом деле члены Альянса не обязаны защищать границы друг друга. Это как обещание позаботиться о детях друга, если с этим другом что-то случится. И вы бы не стали о таком договариваться, если бы не планировали выполнить. Вопрос в том, панируем ли мы его выполнять? Мы планируем защищать Черногорию или другие страны постсоветского пространства? Например, Эстонию или Словакию? Мы и вправду хотим, чтобы наши дети погибли в этих странах?»

Но самая изюминка в конце: «НАТО был создан почти 70 лет назад с очень точной целью — защитить западную Европу от советского вторжения. И это сработало, слава Богу. Но Советского Союза нет уже 30 лет. А НАТО все еще существует. И постепенно расширяется. Почему? И что самое главное — служит ли НАТО интересам Америки? Или связывает ее по рукам и ногам? Это насущные вопросы; официальный Вашингтон не хочет на них отвечать и даже обсуждать их. Всех интересующихся пытаются заткнуть». Вспомнилось, как говорила Люся Янукович, жена беглого украинского президента, о первом «оранжевом майдане» (в 2005 г.) на Украине: «Отакое-от. Апельсины были наколоты американцами». Часть публики в обсуждениях этой передачи, как и самой личности ее ведущего, высказывает мнение, что сейчас «апельсины» наколоты вовсе не американцами. Как рассказывает сам ведущий, «активистка Кэти Трикер спрашивает, что у русских есть на Карлсона Такера». Оказывается, после интервью оппоненты стали обвинять Трампа и журналиста в пособничестве Путину.

В общем, ясно, что разговор этот Трампом затеял вовсе не случайно. И что отношения НАТО — США не то, чтобы дали трещину, но переживают не лучшие времена. Похоже, Трамп пытается донести до сограждан мысль, что НАТО без СССР — бесполезный рудимент прошлого века. И что США, мол, хватит уже платить за безопасность тех, кто дает недостаточно денег в натовский «общак». Это главная песня (как бы не оказалась лебединой) Трампа почти во всех его публичных выступлениях, когда он закипает. Остывая, дает заднюю — до следующего повышения политического градуса в Штатах.

Это — с одной стороны. А с другой — что же Альянс? Похоже, он решил ударить по Трампу очередным расширением. И вот уже в срочном порядке балканская Македония, которая десятилетия мечтала о «зонтике» Альянса, но ей всякий раз отказывали из-за непримиримой позиции другого ее члена — Греции, требовавшей перемены названия страны, готовится вступить в НАТО — ее «одобрили» на недавнем саммите. Рецепт для решения проблемы нашли, как только это понадобилось самому Альянсу. Афины и Скопье быстро сошлись на новом имени балканского государства — Республика Северная Македония. Македонская оппозиция, выступавшая против, недолго мучилась — как сообщает балканское англоязычное издание The Insight, она «остановила свою блокировку референдума о перемене имени страны». Речь идет о том, что власть в скором времени должна все же спросить у граждан, что они думают по этому поводу.

«Мы договорились прекратить предложенную правительством процедуру назначения членов ГИК (Государственной избирательной комиссии. — А.Я.) с помощью изменений в избирательном законодательстве и вернуть прежнюю процедуру», — сказал лидер оппозиции Християн Мичковски после встречи глав четырех главных партий. Такой возврат даст некоторые преференции оппозиционным партиям, утраченные ранее.

Тем не менее, отмечает The Insight, обе стороны еще не договорились о ключевых деталях предстоящего референдума, включая его дату и сам вопрос. Но главное для власти — убедить оппозицию, выступающую против греческого соглашения, призвать своих сторонников принять участие в голосовании. Это имеет решающее значение для успеха референдума. Без этого, как заявляют наблюдатели, будет сложно достичь явки в 50% избирателей. Тогда референдум может провалиться.

Несмотря на заявления российских дипломатов, что это — выбор Македонии, и Россия не собирается вмешиваться, ясно, что Москве не все равно. И понятно почему — ее влияние на Балканах сжимается, как шагреневая кожа. Вот уже и Греция обвинила Россию во вмешательстве во внутренние дела, даже выслала двух дипломатов — аккурат во время греко-македонских переговоров о переименовании названия страны-кандидата. Западные СМИ пишут (не иначе, клевещут), что Москва спонсирует греческих и македонских противников переименования государства.

Впрочем, все попытки России остановить бурный натовский поток — тщетны. Не сегодня, так завтра, не мытьем, так катаньем. Аппетиты Альянса разгораются тем больше, чем ближе он подступает к ее границам. На сегодня все страны восточной Европы, из бывшего соцлагеря, уже «оприходованы». Сейчас, как видно, в стадии «разработки» бывшая Югославия, страна с «некапиталистическим путем развития», как душевно именовали ее в советских учебниках. Даже Сербия, сомневаются иные, не устоит перед соблазном — ведь она уже и сейчас имеет некие партнерские договоренности с НАТО. Тем НАТО, замечу, который бомбил ее. И, к слову, также Черногорию. И Косово пообещали принять — только бы Сербия его признала. И вот уже организована специальная комиссия ЕС для примирения сторон, процесс, как говорится, пошел.

А дальше — очередь из бывших республик СССР (Прибалтику взяли вне ее — Запад никогда не признавал ее вхождение в Советы.) Первой пойдет, видимо, Грузия, несмотря на проблемы с границами и двумя отколовшимися самопровозглашенными республиками — Южной Осетией и Абхазией. В таких случаях правила НАТО запрещают принимать страну в свой клуб. Однако, как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно.

И на закуску немного цифр. Согласно статистике НАТО, в 2016 г. США потратили около $664 млрд на военные расходы. Это вдвое больше, чем почти 30 остальных стран блока, хотя их общий ВВП превышает таковой в США. Поэтому если перевести трамповские пассажи про НАТО с политического на обывательский, то это будет звучать приблизительно так: кто все эти люди и зачем эта нищета нужна Америке? Что могут платить такие беднейшие страны Европы, как Македония или Албания, в общую кассу? И да, почему США, которые тащат на себе львиную долю расходов Альянса, должны будут (гипотетически) еще в итоге и умирать за них? Странная битва «титанов» обостряется: Трамп играет с «зайцами» из Альянса в бизнес-игры, а они с ним — в политические.

Алла Ярошинская