Posted 28 июля 2018,, 05:00

Published 28 июля 2018,, 05:00

Modified 31 января, 20:16

Updated 31 января, 20:16

Продавцы чужих секретов

28 июля 2018, 05:00
Людмила Семенова
Телевизионщики с удовольствием макают известных людей лицом в грязь. Но те за деньги и сами не прочь опозориться.

Телеканалы, свободные от обязательств пичкать зрителя бесконечными новостными выпусками, политическими ток-шоу и драматичными прогнозами, предлагают нам весьма специфическое меню. В частности, ТНТ-4 под лозунгом «У нас нет плохих новостей, потому что вообще нет новостей», продвигает некий фаст-фуд с претензией на западные традиции и вкусом залежавшихся продуктов.

К сожалению, именно такая «пища» пользуется популярностью у подростков и молодежи — как и низкопробный юмор, выстроенный на табуированных темах и словечках, которые негоже произносить в приличном обществе. И хотя этого явно недостаточно для того, чтобы сделать шутку смешной, творцы из Comedy Club не желают слезать с любимого конька.

Яркий пример — провокационное шоу «Деньги или позор», которое недавно отметило третий сезон. В отличие от многих других передач, это полностью отечественный продукт, придуманный командой ТНТ-4. Его сложно отнести к конкретному жанру — нечто между комедией, сатирой и трэшем. И с форматом тоже сразу не определиться — вроде и не игра, и не скетч-шоу, и уж тем более не интервью, хотя есть ведущий и гость.

У передачи незамысловатый и модный на данный момент посыл — «опусти звезду до уровня простого народа». Мол, пусть популярные личности покажут свои людские слабости и грешки без кокетства, имиджмейкеров и фотошопа.

Эту идею эксплуатируют давно и в разных форматах — от всевозможных «Жестоких игр» и «Больших гонок», где селебрити представали перепачканными и неуклюжими, до острых интервью в шоу Леры Кудрявцевой «Ответ на миллион». В последнем, по сути, тоже предлагается «опозориться» за деньги, хотя даже самый наивный зритель едва ли воспринимает это всерьез. Любой «звезде» за один визит в студию, возможно, платят больше, чем предлагается за раскрытие личных секретов. Так что настоящих откровений ожидать не приходится.

В отличие от формата Кудрявцевой, явно ориентированного на зрителей постарше, «Деньги или позор» выглядят поделкой для молодежи. Вместо претензий на «культурность» и более-менее «заслуженных» гостей — подчеркнуто бесцеремонная форма общения, ведущий дядя Витя с манерами плохого тамады и участники с туманными талантами, зато с непременным ореолом скандальности. В прошлом сезоне самой яркой в этом безумном калейдоскопе была, разумеется, актриса «фильмов для взрослых» Елена Беркова. Она же получила и самый большой денежный приз (по условиям шоу, при каждом нежелании участника отвечать на пошлые вопросы и отзываться на разного рода провокации списывается некая сумма со стартового миллиона рублей).

Конечно, в нестандартности такой программе не откажешь. Где на нашем пока еще выхолощенном телеэкране увидишь, чтобы гостю вручили ведро козьих ног и проводили его словом «Проваливай!»? (Это весьма похоже на инфернальную отсылку к легендарной викторине «Поле Чудес», где подарки и песенно-танцевальные номера полностью вытеснили игровую составляющую). Или услышишь такую неожиданную (в хорошем смысле) самоиронию: «ЕГЭ — это единый телевизионный экзамен. ГЭ — потому что телевизионный».

Начало третьего сезона было ознаменовано беседой дяди Вити с известным продюсером Максимом Фадеевым, и выпуск вышел заметно менее острым, чем главные «жемчужины» прошлых сезонов. Однако, возможно, это был лишь «разогрев». Во второй серии зрителю грозятся поведать о личных и профессиональных секретах Сергея Глушко — самого знаменитого в стране стриптизера и супруга Наташи Королевой, пока еще известного как «Тарзан», но, по слухам, готового к кардинальной смене имени и образа…

Легко представить реакцию вменяемых людей на подобного рода «сводку новостей». Даже на более благоприятном информационном фоне, нежели сейчас, это выглядело бы как минимум очень странно. Когда подобные темы обсуждаются в «желтых» СМИ, это хотя бы адекватно: дешевому содержанию — дешевая, во всех смыслах, форма. Но полнометражное телевизионное шоу обходится дорого. Ему нужен пиар, внешняя реклама, работа съемочного коллектива. И все это — ради такого сомнительного воплощения…

Попытки занять нишу «черного юмора» на центральных каналах предпринимаются уже не один год. И после того, как Александру Цекало не удалось добиться успеха с «Четой Пиночетов» на НТВ, он признал, что для таких проектов нужен особый, «хулиганский» канал. Возможно, «Деньги или позор» держатся в эфире уже год именно благодаря тому, что выходят на подобном канале и, можно сказать, правят на нем бал. На «серьезном телевидении» такой проект представить уже нереально.

Конечно, в другое время, когда не было такой абсолютной доступности контента вне зависимости от возрастных и этических рамок и запретные темы действительно были запретными, он мог бы обладать неким шармом. Сейчас это всего лишь один из продуктов низкопробной ТВ-индустрии, который, тем не менее, выглядит чуть более живым, чем «Поле Чудес» или КВН. Но его идея просто не имеет актуальности, так как наши знаменитости выбор между потерей денег и потерей репутации сделали давно — и никогда не изменяют этому решению.

Людмила Семенова