Posted 28 августа 2018,, 14:22

Published 28 августа 2018,, 14:22

Modified 30 марта, 18:54

Updated 30 марта, 18:54

А теперь цыгане

28 августа 2018, 14:22
Александр Желенин
Телевизор остается лучшим средством, чтобы «переключать» в сознании россиян братские народы на враждебные.

Нашумевший мониторинг ксенофобских настроений, опубликованный «Левада-Центром», многие СМИ интерпретировали как тревожный сигнал, свидетельствующий о резком росте нетерпимости к «чужакам» в российском обществе. Однако это как посмотреть.

Например, поддержка такой откровенно ксенофобской идеи, как «Россия для русских» в июле 2018 пользовалась популярностью в целом у 49% опрошенных, из которых 19% придерживаются ее радикального варианта, согласно которому «ее давно надо было осуществить», а еще 30% считают, что «ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах» (напомним, что в 2010 году решением Черемушкинского райсуда Москвы лозунг «Россия для русскихъ» был признан экстремистским).

Между тем в ходе опроса, проведенного тем же «Левада-Центром» в октябре 2013 года, эту идею поддерживало аж 66% населения, из которых 23% выбирали радикальный вариант, а 43% — умеренно-ксенофобский.

Так что этот опрос демонстрирует, что рейтинги ксенофобии в России — всегда отражение двух составляющих — информационной политики властей, манипулирующих массовым сознанием с помощью своих телеканалов и российского сегмента интернета, а также социально-экономической ситуации в стране.

Поскольку в преддверии и во время чемпионата мира по футболу, который летом 2018 года прошел в России, этническая ксенофобия по понятным причинам была задвинута в российских СМИ на дальний план, и вообще задача информационной политики в это время была прямо противоположной — создать образ страны с максимально радушной доброжелательной атмосферой, соответствующей была и телевизионная картинка.

Видимо, схожим образом можно объяснить снижение чисто этнической ксенофобии в России за последние пять лет на 17%. Связь между информационной политикой государства и настроениями российских граждан прослеживается в данном случае достаточно четко.

В этом есть и свои плюсы, и свои минусы. Плюс состоит в том, что российское общество небезнадежно. Изменится информационная повестка российских телеканалов — изменятся и взгляды россиян. Минус состоит именно в этой связке. Общественное мнение не самостоятельно и формируется властью в зависимости от ее, власти, целей, имеющихся у нее на данный момент. Цели же эти состоят главным образом в том, чтобы канализировать общественное недовольство вызванное, например, ухудшением социально-экономической ситуации или опасениями по поводу увеличения пенсионного возраста, на того или иного внешнего или внутреннего врага.

Этот тезис, кстати, подкрепляется и ответами респондентов на другие вопросы социологов, задававшиеся в этом опросе. Например, лидерами июльского рейтинга этносов, вызывающих наибольшее раздражение россиян стали, как ни странно… цыгане. 43% опрошенных заявили, что «не пускали бы их в Россию». Причем цыгане опередили в этом африканцев, которых не хотят впускать в РФ 33% россиян, и даже «выходцев из Средней Азии» (30%), традиционно являющихся главным раздражителем российского обывателя.

Впрочем, это обычное дело и для России, и для европейских стран — за неимением более заметных целей, взор обывателя в поисках внутреннего врага периодически обращается на цыган. Благо сюжеты российского ТВ подливают масла в этот огонь. Научный сотрудник «Левада-Центра», кандидат социологических наук Карина Пипия в беседе с обозревателем «Росбалта» вспомнила негативный по отношению к цыганам сюжет, прошедший по российским телеканалам вначале лета. «Плюс, не надо забывать, что неприятие цыган, как и антисемитизм — это базовая ксенофобия», — говорит она.

В то же время обсуждаемое исследование как раз показывает, чего можно добиться целенаправленной информационной политикой. Сюжетов с антисемитским душком или резко негативных сюжетов по отношению к Израилю на российском ТВ давно нет. Как результат — негативное отношение к евреям находится сейчас в России на одном из самых низких уровней в ее новейшей истории. Тех, кто не хотел бы впускать их в Россию всего 15%.

Евреи также оказались на последнем месте (12%) среди других этносов (или обобщенных категорий, вроде «выходцы с Кавказа») перечисленных в вопросе «как вы считаете, следует ли ограничить проживание на территории России?». Здесь, в отличие от предыдущих пунктов, респонденты могли выбрать несколько вариантов, однако на первом месте также оказались цыгане (32% за такое ограничение, при том что в 2017 году тех, кто придерживался подобного мнения было только 17%), на втором — китайцы (31%, (в прошлом году таковых было только 15%).

Наконец, более чем вдвое за год усилились в России и ксенофобские настроения в отношении украинцев. Если в 2017 за ограничения их проживания на территории РФ высказывалось всего 8%, то сегодня 17%, что вполне соответствует информационной политике российской власти по отношению к бывшей «братской республике» и ее народу.

Александр Желенин