Posted 8 сентября 2018,, 06:14

Published 8 сентября 2018,, 06:14

Modified 30 марта, 18:48

Updated 30 марта, 18:48

Секс «для здоровья» и вечные ценности

8 сентября 2018, 06:14
Людмила Семенова
«Облико морале» современных «руссо туристо» — хорошая тема для ТВ. Но чтобы она заиграла, плоских шуток недостаточно.

Сериал «Курортный роман» явно ориентирован на самую вялую аудиторию, не имеющую интересов за пределами работы и дивана. Выход второго сезона, вероятно, призван не дать таким зрителям совсем уж раскиснуть в начале осени и позволить полюбоваться морем-солнцем хотя бы в телевизоре. Правда, всего четыре серии вряд ли окажут долговременный психологический эффект. Но с другой стороны — может быть, качество окажется важнее количества.

«Курортный роман» стартовал на Первом канале еще в 2015-м, причем в разгар летнего отдыха. Следующего сезона пришлось ждать три года, но между событиями первой и второй части прошел лишь год. Перед премьерой канал снова показал первую часть. Завершилась она такими словами: «Курортный роман заканчивается так же быстро, как хорошее кино». Возможно, авторы сериала решили, что если сам себя не похвалишь — никто не похвалит.

Впрочем, это чрезвычайно опытные в конвейерном производстве «мыльных опер» люди — продюсер Ольга Манеева и режиссер Игорь Мужжухин, в тандеме создавшие такие сериалы, как «Двое из ларца», «Опера-2. Хроника убойного отдела», «Условия контракта», «Всегда говори всегда», «Двойная жизнь». Но в жанре «романтической комедии» сегодняшний сериал был, по-видимому, их первой пробой. Насколько же удалось воплотить обе задачи — и рассмешить, и растрогать зрителя, который уже пресытился подобным контентом?

Увы, первый сезон запомнился только разухабистым весельем вокруг стереотипного образа «руссо туристо» — несмотря на то, что действие происходит не за границей, а в Крыму (во втором сезоне его перенесли в Сочи). По-видимому, такому типажу не важен географический фактор: главное — оторваться от того круга, где ты вынужден соблюдать хоть какие-то правила приличия, и наконец «отдохнуть в свое удовольствие». То есть вливать в себя алкоголь до потери человеческого облика, искать случайных половых партнеров «для здоровья» и ввязываться в приключения, которые по глупости и предсказуемости сравнимы с засовыванием лампочек в рот или пальцев в розетку.

Неприятное впечатление усугублялось еще и тем, что главные роли в сериале отведены женщинам. Их модель поведения напоминает не то о старом сериале «Бальзаковский возраст или все мужики сво…», не то о его явном прообразе — американском «Сексе в большом городе», не то о нестандартном и хулиганском «Кратком курсе счастливой жизни». В общем, это очередной вариант переживания кризиса, наступающего после 30-ти — когда, по выражению одного из весельчаков первого сезона, сыгранного Владимиром Долинским, большая часть жизни уже позади.

В сериале эта экзистенциальная проблема решается в веселом и мелодраматическом ключе. Но нещадное переигрывание актрис — Дарьи Калмыковой, Натальи Ноздриной и особенно Софьи Каштановой, которая словно пытается создать на экране гибрид Ренаты Литвиновой и Лаймы Вайкуле, — а также сценарий, согласно которому наиболее адекватный персонаж предстает в образе придурка, вызвало лишь уныние.

В новом сезоне девушкам предстоят очередные приключения и авантюры, и первая серия показала, что особых личностных изменений героини не претерпели. Все те же разговоры в духе «тебе явно мужика не хватает», «жене сигналить будешь, козел», те же неуместные придыхания, порой напоминающие об участницах шоу Анны Ардовой.

Однако положительные сдвиги все же есть. В сценарии стало больше неплохих шуток, и хотя они по-прежнему связаны с «руссо туристо», улыбнуться от них уже не стыдно.

Эпизодические образы, в которых высмеиваются социальные пороки, увы, действительно взяты из жизни и узнаваемы. Дебошир на борту самолета, напившийся перед полетом «для спокойствия» и в результате сорвавший рейс, гротескная «яжемать», которая готова испортить жизнь всем остальным пассажирам, лишь бы отстоять интересы семьи, — эти персонажи выглядят не только скандальными, но прежде всего нелепыми и какими-то жалкими. То есть в сериале появился некий социальный смысл, что напрочь отсутствовало в первом сезоне — от него было стойкое ощущение, что все творящиеся на экране безобразия мы должны воспринимать просто как нечто чрезвычайно смешное.

По-прежнему неплохое впечатление производят персонажи второго плана — возлюбленный одной из героинь, сыгранный Алексеем Фатеевым, и его нескладный лучший друг (Игорь Гудеев). Похоже, авторы стремятся выстроить полноценную любовную линию, без циничных разговоров о «здоровье» и «взрослых людях». Хотя сцена, где главные персонажи долго не могут перейти от словесных нежностей к физической близости, так затянута, как будто нечем было занять хронометраж. Все-таки пытаться повторить трогательно-неловкие объяснения Калугиной и Новосельцева в наше время уже не стоит.

Пока еще не ясно, станет ли второй сезон «Курортного романа» существенно более качественным, чем первый. Судя по длинному перерыву и небольшому количеству серий, а также ночному времени эфира, авторы явно не возлагали на него больших надежд. Но, может быть, для кого-то он и впрямь станет яркой искоркой сгоревшего лета.

Людмила Семенова