Posted 16 октября 2018,, 18:00

Published 16 октября 2018,, 18:00

Modified 31 января, 21:04

Updated 31 января, 21:04

Чиновники, страх и заработки

16 октября 2018, 18:00
Александр Желенин
Число самозанятых людей в экономике — это показатель защищенности от произвола центральной и местной властей.

Согласно данным Международной организации по борьбе с бедностью Oxfam, Россия оказалась ниже Украины по такому критерию, как сокращение социального и имущественного неравенства, заняв в соответствующем рейтинге 50 место из 157 государств (Украина на 43 месте). Причем Украина обошла в этом рейтинге не только РФ, но и такие страны Евросоюза, как Болгарию, Румынию и Латвию.

Места с первого по третье в этом списке достались Дании, Германии и Финляндии, где имущественное неравенство, по данным экспертов Oxfam, самое низкое в мире.

Сообщается, что в основу индекса Commitment to Reducing Inequality положены такие критерии, как траты государства на образование, здравоохранение, социальную защиту, а также то, насколько власти стран позволяют или не позволяют уклоняться от уплаты налогов, допускают или не допускают такие явления, как харассмент и сексуальное насилие.

Отметим, что Дания, Германия, Финляндия, а также Норвегия и Швеция привычно находятся в верхней части любых рейтингов государств с самым высоким уровнем жизни населения. Украина к таковым еще не относится, однако, как видим, в области выравнивая доходов между разными слоями населения она уже серьезно продвинулась.

О том, за счет чего Украине без больших запасов нефти и газа удалось добиться лучших показателей в сфере сокращения разрыва между бедными и богатыми, чем той же России, в определенной мере можно судить по доступным статистическим данным двух стран.

В 2016 году в Украине, по тем оценочным данным, которые дает ее государственная статистическая служба (без Крыма и Донбасса) проживало около 40 млн человек. Количество занятых в экономике и социальной сфере — примерно 16,3 миллионов человек (около 40,8% от общей численности населения).

Заметим, что в процентном отношении этот показатель (численность занятых по отношению к общей численности населения) в Украине существенно ниже, чем в России. По данным статистического сборника Росстата «Рабочая сила, занятость и безработица в России», выпущенного в том же 2016 году, на 146 млн жителей РФ в экономике и социальной сфере приходится 72,3 млн занятых, что составляет 49,5% от общей численности населения страны.

Впрочем, не исключено, что на результат влияет методика подсчета — дело в том, что украинская статистика под «занятыми» понимает людей в возрасте от 15 до 70 лет, а российская — от 15 до 72 лет. Соответственно, общее число учтенных в этой категории жителей России в процентном отношении автоматически несколько увеличивается.

Однако для понимания поставленного выше вопроса важнее другие цифры. Из общего числа занятых в Российской Федерации 67,1 млн (почти 93%) — это категории людей, работающих по найму. Включая сюда и 5,3 миллиона представителей разнообразных силовых структур, а также чиновников.

Тех, кто работает в России не по найму — 5,2 миллиона человек. Из них 4 миллиона составляют самозанятые граждане и лишь 931 тыс.— работодатели (1,2% от общего числа занятых в экономике РФ). То есть все категории предпринимателей — крупные, средние и мелкие. Плюс чуть больше 270 тысяч членов разнообразных кооперативов, а также помогающих в работе на семейном предприятии…

Сравним этот расклад с Украиной. Здесь из 16,3 миллиона занятых, на категорию наемных работников занятых в экономике и социальной сфере приходится 6,6 миллиона человек. Плюс около 1,8 млн наемных работников относятся к категории неформально занятых. Таким образом, из общего числа 16,3 млн занятых в экономики и социальной сфере Украины 8,4 млн человек (то есть чуть больше половины) — это наемные работники. Еще около 8 млн человек приходится на самозанятое население, а также, вероятно, на силовые структуры и чиновников государственного и муниципального управления.

О том, сколько в современной Украине чиновников и силовиков точных данных в ее официальной статистике нет, однако в общих чертах эти цифры можно попытаться прикинуть.

Так, например, по данным СМИ, пресс-служба Национального агентства по предупреждению коррупции Украины (НАПК) приводит такие данные: в прошлом году в Единый госреестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государственного управления или местного самоуправления, было подано 1,448 млн электронных документов.

Численность Вооруженных сил Украины по заявлению заместителя начальника Генерального штаба ВСУ Артура Артеменко на 2017 год составляла 250 тыс. человек. По данным украинского телеканала «24», численность сотрудников силовых структур, входящих в МВД (а это и Погранслужба, и Служба по чрезвычайным ситуациям, и Нацгвардия, и Нацполиция Украины) составляла около 373 тысяч человек.

Таким образом, общее количество всех силовых структур Украины и ее чиновников всех уровней составляет немногим более 2 млн человек. Именно это число мы и вычитаем из 8 млн. Соответственно, после этого к самозанятому населению надо отнести примерно 6 млн человек или 36,8% от всего занятого населения страны.

Сравним последнюю цифру с приведенными выше аналогичными данными по Российской Федерации. Занятых всего: 72,3 млн человек. Из них 67,1 млн (почти 93%) — различные категории наемных работников, включая 5,3 миллиона представителей разнообразных силовых структур и чиновников государственного управления. Если из общего числа наемных работников (67,1 млн) вычесть силовиков и чиновников (5,3 млн) — получим 61,8 млн тех, кто занят в экономике и социальной сфере. Как мы помним, самозанятых в современной России сегодня 5,2 миллиона человек, или всего 8,4% от числа общего числа занятых в экономике и социальной сфере РФ. Сопоставим эти цифры с почти 37% самозанятых на Украине…

Тут мы и подходим к ответу на вопрос, почему Украина обогнала Россию в том, что касается более справедливого распределения национального богатства среди своего населения. Многократно большее число самозанятых на Украине, как ни крути, является показателем, с одной стороны, более ровного распределения собственности среди населения, с другой — его большей защищенности от произвола центральной и местной власти, а значит, больших возможностей простых людей зарабатывать себе на жизнь без страха быть раздавленным силовиками и чиновниками.

Напомню — требование прозрачности власти, уважения ею прав и свобод граждан, в том числе, и их экономических прав и свобод, было одной из главных целей Революции достоинства 2013—2014 годов, которой украинцы так гордятся и которую в России власти и телеканалы по-прежнему продолжают уныло называть «госпереворотом».

Александр Желенин