Posted 29 декабря 2018,, 11:00

Published 29 декабря 2018,, 11:00

Modified 30 марта, 17:49

Updated 30 марта, 17:49

Новый год — не особенный праздник!

29 декабря 2018, 11:00
Людмила Семенова
Для многих россиян новогодние традиции становятся ширмой, за которой можно спрятаться от постоянных забот.

Телевизионный контент на праздничную неделю каждый раз состоит из одних и тех же ингредиентов: подборка советских «добрых и вечных» фильмов, клоунада современных «звезд» и поздравление главы государства. Получается этакое пиршество с урезанным бюджетом для людей, которые даже оливье с мандаринами видят не каждый год. Они побрюзжат для виду, что это все жутко надоело, но традициям не изменят и будут наслаждаться «Голубым огоньком», «Парадом звезд» и политическим моноспектаклем, которые по вкусу схожи с меню для малоимущих — типа вареной капусты и гречки.

Разумеется, «деликатесы» в виде развлекательной поездки, похода в театр или на выставку недоедающие граждане РФ позволить себе не могут. Но вместо того, чтобы совершенно бесплатно погулять на свежем воздухе, пообщаться с близкими и друзьями, почитать хорошие книги, они погружаются в бесконечный телевизионный трэш. Казалось бы, если жизнь загнала в кошмарные финансовые рамки, зачем удерживать себя еще и в культурных?

Особенно остро этот парадокс ощущается именно в Новый год — праздник, который призван объединить все слои населения. Его культурная составляющая предусматривает мероприятия для разных возрастных категорий, маркетинговая создает ажиотаж в торговых точках при отсутствии дефицита весь год, а некая мистическая отвечает за посылы «начать новую жизнь с нового года», «оценить взлеты и падения» и «перезагрузить» свою внутреннюю «систему».

Государство снова вспоминает о том, что «год выдался непростым, но могло быть и хуже». Однако делать ничего, разумеется, не намерено. А обычный человек принимает первый день года за точку отсчета в собственном внутреннем обновлении. Он в очередной раз обещает себе то похудеть, то найти более интересную работу, то избавиться от вредных привычек. И тоже, вероятнее всего, так ни на что и не решится — ведь непонятно, как смена календаря может помочь качественно улучшить жизнь…

Поэтому нередко обыватель ждет января, надеясь преуспеть в делах, которые ничего не мешает завершить сейчас, и в то же время ноет о предстоящей «неделе пьянок и безделья».

Но есть еще и внешняя сторона новогодних традиций. В ней отражается целый спектр особенностей нашего общества: тяга к стабильности, страх перед преобразованиями в сочетании с мечтательностью, привычка все откладывать «на потом», наивность в соизмерении цены и качества, инертность, суеверность, любовь к яркому и заманчивому…

В итоге на глубинно-подсознательном уровне Новый год продолжает восприниматься как долгожданное и важное чудо. Но чем старше мы становимся, тем больше он приобретает сакральность иного рода: праздник превращается в гарант стабильности.

Нам необходимо снова видеть «подарочные наборы» и распродажи в разукрашенных мишурой супермаркетах, виртуальные «красные шапочки» на рекламных логотипах и рекламу Coca-Cola и M&Mʼs, Урганта со Светлаковым на постере и очередной сказочный мюзикл на канале «Россия»… Все это сигналы, что жизнь идет своим чередом и без всяких форс-мажоров.

Так что вот вам еще один парадокс: на словах мы празднуем время грядущих изменений, а на самом деле боимся их.

В зрелом возрасте ночь шампанского и фейерверков перестает ассоциироваться со сказками и мечтами. Уже известно, что в рутинных вещах — уборке, покупках и завалах на работе — заключается не подготовка к жизни, а собственно сама жизнь.

Поэтому предновогодний переполох вносит в будничную суету вдохновение и создает иллюзию, что трудиться нужно не только для выживания, но и ради какого-то желанного подарка. Найти его под елочкой, конечно, уже никто не рассчитывает, так что все приходится создавать самостоятельно — в своем особом праздничном настроении.

Правда, в силу разных обстоятельств не ко всем оно приходит. И тогда то, как навязчивая массовая культура требует радоваться, вызывает крайнее раздражение. Весь год никто не удивляется всеобщей угрюмости — а в конце декабря она вдруг становится вне общественных норм.

К веселью нас призывают и другие необходимые ритуалы: воззвания власти к народу, пропахшее нафталином новогоднее убранство на городских площадях, корпоративы с налетом гламура и роскоши. А в семейном кругу не обойтись без круговорота денежных и нервных вложений, обещаний, надежд, а порой — требований и драматичных конфликтов.

Сложно поддерживать праздничный настрой, когда одновременно пытаешься убедить ребенка в существовании Деда Мороза, подсчитать расходы на утренник и оценить перспективы рассчитаться с кредитами в неуклонно приближающемся году. На этом этапе для многих представления о чуде и счастье сводятся к одному «только бы не стало хуже…»

И для таких людей новогодние традиции являются лишь плохо скроенной ширмой от постоянных проблем. Они непременно будут читать журналы, рассказывающие, как лучше нарядиться и что поставить на стол, дабы задобрить Желтую Земляную Свинью. Но в итоге снова наготовят оливье впрок и потом забудут, чей же сейчас год. Если, конечно, не подскажут штампованные сувениры от родственников и коллег.

Мы сами не заметили, как выросло целое поколение, радующееся только потому, что так «положено» по календарю. Его представители вдвойне остро переживают окончание длинных каникул — и вовсе не из-за того, что им нравится пить и бездельничать. Просто этот период воспринимается как законный повод радоваться без оглядки на долгосрочную перспективу.

Может быть, лучшим пожеланием в Новый год будет напоминание, что специальных «дней для радости» не существует и проводить жизнь в их ожидании — очень расточительно и неразумно.

Людмила Семенова