Posted 26 января 2019,, 08:45

Published 26 января 2019,, 08:45

Modified 30 марта, 17:40

Updated 30 марта, 17:40

Смотрите — не подавитесь

26 января 2019, 08:45
Людмила Семенова
Кулинарные шоу на российском телевидении зачастую выглядят как сериал о кухонных склоках в коммуналке, населенной фриками.

Нашему телевидению уже не впервой перезапускать старые телепередачи под новым названием. Так было, например, с программой «Пока все дома», которая после долгого стажа на Первом в 2017 году переехала вместе с ведущим Тимуром Кизяковым на «Россию 1», превратившись в «Когда все дома». Однако эту рокировку мало кто заметил и аудитория шоу, скорее всего, никак не изменилась.

А вот возрождение другой передачи — также на новом канале и за счет изменения только одного слова в названии — достойно внимания. Речь идет о шоу «Идеальный ужин», которое телеканал «Че!» в конце прошедшего года презентовал как «премьеру», хоть и не скрывал, что в его основе концепция хорошо знакомого зрителям «Званого ужина».

Следует заметить, что скандальное реалити-шоу, именующее себя кулинарным и продержавшееся на экранах больше десяти лет, было закрыто при весьма неоднозначных обстоятельствах, а его постоянный ведущий Григорий Шевчук в одночасье оказался безработным.

Год спустя канал «Че!» перекупил формат и взял курс на «свежесть и динамичность». Правда, параллельно с этим утверждается, что программа на «Че!» является адаптацией не оригинального британского шоу Come Dine With Me, как «Званый ужин», а его венгерской кальки Hal a tortan. Но эти тонкости для нас не имеют принципиального значения. Гораздо интереснее — учли ли организаторы перезагрузки те моменты, за которые адекватные зрители не любили «Званый ужин». Решили ли они сменить отвратительный шабаш с фриками на нечто приятное глазу и успокаивающее нервы или, напротив, сочли, что нужно «поддать жару»?

Судя по нескольким выпускам, работающая над проектом команда осознает, что без провокаций и эпатажа в нашем шоу-бизнесе, разумеется, не обойтись, но в них необходима мера. А эксцентричные личности вызывают симпатию только в том случае, если у них есть какие-либо таланты. Поэтому концентрация «профессиональных бездельниц», «светских львиц» и прочих клоунов, кичащихся своими физическими и моральными уродствами, заметно снизилась, и в шоу стали преобладать герои с обычными статусами.

Примечательно и то, что новым ведущим стал профессиональный шеф-повар, выпускник кулинарной школы Le Cordon Bleu Григорий Ляховецкий. Григорий Шевчук, при всем обаянии и умении вести себя культурно даже при самом разнузданном сборище участников, все-таки был только актером. А Ляховецкого довольно сложно представить в шоу, где гостей будут поить кипятком и соблазнять блюдами с названиями типа «Тошнотики». Это давало надежду на то, что эстетичные и съедобные продукты будут попадать в кадр почаще.

В плане еды и участников «Идеальный ужин» действительно смотрится приличнее своего предшественника. Основная схема выпуска — представление хозяина и его меню, комментарии будущих гостей, закупка продуктов, стряпня и собственно сам прием — осталась прежней. Хотя появилась одна новая «фишка»: закадровый голос, комментирующий происходящее и задающий хозяину вечера щекотливые вопросы, в основном касающиеся поведения гостей. В постановочности шоу, разумеется, и прежде никто не сомневался, но появление этого невидимого «участника» окончательно расставило точки над I. Правда, канал по-прежнему настаивает на том, что на съемках все происходит искренне и спонтанно…

Но в одном преемник неуклонно следует по пути «Званого ужина» — и это, по-видимому, уже симптом болезни всего общества, а не отдельно взятой передачи. Люди, которых шоу сводит за одним столом, не могут нормально общаться между собой. Они непременно начинают перекидываться колкостями, не говоря уж о комментариях «за глаза». И речь не только и не столько о еде, сколько о личности хозяина или гостя, которого изберут «козлом отпущения», — такт, деликатность и уважение к чужим чувствам здесь никому неведомы. Бьют по больным точкам, вроде недостатков фигуры, отсутствия спутника жизни или детей, возраста, несоответствия заявленных амбиций и возможностей.

По наиболее популярной схеме, в пятерке участников присутствует пара женщин — молодая и зрелая, и второй чаще всего уготовано слушать нотации о том, что многое «не пристало» позволять себе в таком возрасте (рожать, фотографироваться в откровенных нарядах и так далее). Резонерство гостей на подобные темы делает их похожими на хрестоматийных бабушек со скамейки, что и вправду выглядит комично. А молодая девушка обычно играет роль приза для двух инфантильных мачо, пытающихся завоевать ее симпатию. Причем в качестве основного оружия обычно используется аргумент «тебе не на что будет ее содержать»…

Удивительно, что полем битвы для этих странных персонажей выбрана такая площадка, как накрытый для гостей стол с домашней едой. Казалось бы, во все времена совместные трапезы были символом миролюбия и взаимопонимания — ведь роль кулинарии в социуме и культуре всегда была связана с единством и благополучием. Здесь же люди смотрят друг на друга враждебно, будто заранее ждут иголок в десерте или кислоты в чашке чая. Кем это придумано и с какой целью? Кто решил, что превратить безобидную передачу семейного формата в подобие интернет-сборища агрессивных «анонимусов» и «троллей» будет круто и весело? Конечно, подобная форма общения давно укоренилась в нашей культуре — а точнее, в бескультурии. Но стоит ли поддерживать этот тренд?

Впрочем, не очень понятно, зачем вообще нужно было возрождать это шоу. В старом виде оно давно и сильно надоело зрителю, а ничего нового в него, по сути, не привнесли. Главной его функцией по-прежнему можно считать демонстрацию того, как не надо вести себя не только за столом, но и в жизни.

Людмила Семенова