Posted 13 февраля 2019,, 09:00

Published 13 февраля 2019,, 09:00

Modified 31 января, 22:05

Updated 31 января, 22:05

Долгое государство — троянский конь

13 февраля 2019, 09:00
Сергей Лесков
Многие пассажи нашумевшей статьи Владислава Суркова не соответствуют личным убеждениям ее автора и служат цели хитроумной провокации.

Бойтесь данайцев, дары приносящих. Фраза из «Энеиды» Вергилия будто про статью Владислава Суркова «Долгое государство Путина». Можно, впрочем, вспомнить ироничный вариант Ильи Ильфа — «Бойтесь данайцев, приносящих яйцев». Потому как советник президента предлагает президенту яйцо бессмертия в виде долгого, на сто лет государства, где будут сохранены живительные принципы путинизма.

Я неоднократно и по много часов проводил в кабинете Суркова. Могу сказать определенно: это умный человек с неожиданными поворотами фантазии. Зачем он написал статью? Чаще говорят: для одного читателя, то есть для президента. Но Путин читать статью не станет, это ясно как божий день любому обитателю Кремля. Положат на стол короткие тезисы в дайджесте прессы — и никакой публичной реакции.

Еще вариант — для вящего поучения российского политического истеблишмента. На его мнение помощнику президента, которого на Западе называют «мозгом Путина», глубоко наплевать. Сурков, который сформулировал несколько идеологических доктрин, вряд ли высоко оценивает интеллектуальный потенциал околокремлевской тусовки.

С большой вероятностью, цель опуса — провокация и троллинг политической элиты. Как говорится, с кем вы, мастера культуры? Путин по длительности правления уже превзошел Брежнева и неуклонно приближается к сроку Сталина. Система Путина в силу ее продолжительности, слабости прочих ветвей власти и имитации выборных процедур приобретает черты абсолютизма или, если мягче, персоналистской автократии. Все чаще приходится слышать о формировании нового культа личности с легким флером постиндустриальной эпохи.

Элита держится за лидера, поскольку его фигура — гарантия стабильности и сохранения ее влияния. Но не надо думать, что вождь держится за элиту, как за спасательный круг. В какой-то момент вождь неизбежно начинает воспринимать элиту как вериги. Один из уроков истории, если мы способны воспринимать ее опыт, состоит в том, что стареющий лидер неизменно устраивает тотальную чистку ближнего круга. Причины могут быть разными — болезненная мнительность, страх слабости перед могущественными фаворитами или желание взбодриться на склоне лет и войти в историю реформатором.

Сурков любит параллели и называет предтечей Путина Ивана III, строителя первого Русского государства. Так вот, Иван Васильевич на старости (это условность, ему едва перевалило за «полтинник», но правил он уже столь же долго, как Путин) устроил при дворе резню, которая не снилась его внуку Ивану Васильевичу Грозному. Сталин тоже начал чистку послевоенного Политбюро, но не успел завершить до конца. Исходя из аллюзий Суркова, в скором времени следует ожидать современной вариации «Ленинградского дела», борьбы с космополитизмом и «дела врачей».

Статья про «долгое государство» — это индикатор верности, по которому можно будет судить, как воспринимают политический вызов властная элита. При этом я убежден, что многие пассажи не соответствуют личным убеждениям автора статьи и служат хитроумной цели провокации читателя. Несколько лет назад именно Сурков стал вдохновителем фильма о русском инженере Зворыкине, который создал в Америке телевизор. В тот момент Сурков пылко рассуждал о судьбах прогресса и о том, что политический режим должен способствовать развитию общества и внедрению передовых достижений мысли.

Удалось ли создать симбиоз? Очевидно, затея рухнула. Или в сени нефтяных фонтанов не особо хотелось. Страна находится в глубокой депрессии. Наукоемкие отрасли деградируют, социальная сфера доведена до паперти, значительная часть населения находится на нищенской грани. Россия живет на три рубля, но умный Сурков утверждает, что она живет честнее Запада. Мало того, западные ценности, например, выборы, России не нужны, ибо выбор наш великий глубинный народ уже сделал — это несменяемый лидер, который печется о людях и провидит все их чаяния.

Будучи образованным человеком, Сурков не может не знать, что повторяет тезисы обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева. Сурков не может не знать также, что всего через десять лет после того, как Победоносцев провозгласил эти идеи, Россия вошла в эпоху катастроф, которые привели к неисчислимым страданиям и подорвали казавшиеся лучезарными перспективы страны. Этого не было никогда — и вот опять?

Отсутствие выбора — самая опасная жизненная стратегия. И, кстати, с точки зрения христианства, — великий грех, ибо жизнь человека — это постоянный нравственный выбор между добром и злом, светом и тенью, между Богом и Дьяволом. Отсутствие выбора — это поражение и вечный покой. Неужели советник президента в здравом уме призывает Россию остановиться, когда сам президент говорит о необходимости рывка и модернизации? Или это раздвоение сознания в кремлевских башнях или хитрая провокация.

Англичанин Арнольд Тойнби исследовал закономерности развития и упадка мировых цивилизаций. Тойнби насчитал в истории 21 цивилизацию, из них 20 благополучно сгинули. Все погибшие цивилизации были нацелены на сохранение традиции, они внимали богам, исполняли клановые обычаи, отвечали на внешние вызовы — наводнения, нашествия врагов, голод, чуму. Сегодня к ним добавились бы санкции и разрыв международных договоров. Современная цивилизация — новый тип развития, когда люди нашли свое предназначение во внутренних вызовах. Теперь человек не ждет милостей от природы, а преобразует мир и подчиняет его своему выбору. Иногда перегибает палку, но сути это не меняет. Выбор современного человека — преодоление своего горизонта, постижение новых возможностей и прорыв к высоким горизонтам. Фетишизация кумира — это выбор древнего человека и ушедшей цивилизации.

Владислав Сурков родился в те годы, когда братья Стругацкие писали повесть «Гадкие лебеди». Это книга о выборе молодежи, и Сурков, как специалист по молодежным движениям, не мог не штудировать роман. Кстати, в СССР он не прошел цензуру и был запрещен. Действие происходит в неназванной стране, там вечно идет дождь, а элита сидит в ресторанах и оттягивается. На окраине находится лепрозорий, где живут просвещенные люди-мокрецы с высокими помыслами, которые на дух не переносят разврат и гламур. Дети неназванной страны делают выбор: они уходят к мокрецам и покидают город, а дождь прекращается.

«Гадкие лебеди» — книга об обществе без выбора, без движения вперед. Потеряв молодежь, СССР потерял будущее. Пророческая книга. Между публикацией «Гадких лебедей» и «Долгого государства Путина» прошло 32 года. Это продолжительность жизни одного поколения.

Сергей Лесков