eye best_1 best_2 best_3 best_4 best_5 doubledot dot

Блогосфера

Правда, о которой раньше предпочитали молчать

Откровенная мелодрама про семейную жизнь смотрится довольно свежо на фоне «мыльных опер» с хэппи-эндом.

10:16, 16.03.2019 // Росбалт, Блогосфера

Стоп-кадр из сериала «Скажи правду»

Вслед за фильмом Алексея Нужного «Громкая связь» на российском ТВ появилась еще одна адаптация западного кинопродукта. Телесериал «Скажи правду» на канале «Россия» снят на основе британского проекта «Доктор Фостер», вышедшего в 2015 году на BBC. Причем отечественная версия истории об изнанке счастливого брака была запущена в эфир сразу после окончания празднования Международного женского дня — то ли как напоминание, то ли как предупреждение.

Режиссер сериала Андрей Эшпай и продюсер Татьяна Лаврова заявили, что тема лжи и утерянной любви универсальна и глобальна, поэтому никаких сложностей с адаптацией не было. Действительно, ощущения натянутости и инородности при просмотре не возникает — разве что слишком много лоска в интерьерах жилых домов и учреждений, но к этому мы уже привыкли.

Как и в оригинале, действие начинается неторопливо и душевно, в теплых красках, спокойных диалогах, с ненавязчивым музыкальном сопровождением. Однако потом милое жизнеописание семьи из среднего класса резко становится похоже на психотический триллер — местами слегка затянутый, но весьма многообещающий.

Главная героиня Ксения, которую играет Виктория Исакова, находит на одежде супруга чужой длинный светлый волос. С этого момента она начинает искать другие улики против мужа, все больше убеждается в его неверности, а заодно обнаруживает, что близкие им люди давно в курсе его двойной жизни. Их молчаливое заступничество и ложь усугубляют чувство боли от самого факта измены, нервное напряжение разрушает карьеру героини, она постепенно теряет контроль над собой и принимает решение отомстить, используя все доступные средства.

Нетипичность этой истории в том, что чаще всего супруги знают или догадываются об измене, но стремятся поддерживать иллюзию счастливой семейной жизни. В российском обществе пиетет перед общественным мнением все еще чрезвычайно высок, и ради него люди терпят страшные вещи, выходя «в народ» с приклеенной улыбкой. Многие семьи годами так искусно прячут свои «скелеты в шкафу», что даже родственники не знают о регулярных изменах или побоях. Здесь же ситуация обратная: окружающие как раз видят картину во всей неприглядной наготе, а вот для главной героини правда оказывается громом среди ясного неба.

Вообще супружеские измены создают настолько темную и душную атмосферу, что никакие советы и напутствия от посторонних лиц не смогут ее разрядить. Да и отношение к неверности у всех разное. Одни закрывают на нее глаза, считая, что в масштабах вселенной мелкие людские страсти ничего не значат. Другие готовы простить, если партнер предохраняется и не выставляет свои «подвиги» напоказ. А третьи при первом же недвусмысленном сигнале готовы схватиться за кухонный нож или разбитую бутылку, и о концовке таких «мелодрам» мы узнаем из криминальных сводок.

Поэтому невозможно дать четкий ответ на вопрос, что разрушило жизнь семьи в этой истории — сам факт предательства или то, что на него уже нельзя было закрыть глаза. Для героини Исаковой правда стала неподъемным грузом: пытаясь найти утешение, она совершает опрометчивые поступки, от которых ей самой становится только хуже.

Если присмотреться, то и в российской, и в оригинальной версии главным врагом женщины оказывается время, крадущее молодость и уверенность в себе. Что же касается мужских персонажей, то в отечественном сериале муж героини (Павел Трубинер) и финансист (Гоша Куценко) представлены как лицемеры, желающие, чтобы спрос с них был так же невысок, как с ведомых инстинктами животных, но чтобы их уважали и считались с их желаниями вполне по человеческому счету. Это характерно для современного общества потребления. И поскольку это общество часто теряет связь с реальностью, то в подобных историях финансовое благополучие на поверку оказывается таким же сомнительным, как и семейное.

Примечательно, что российские актеры в данной адаптации очень органичны и играют с полной самоотдачей — особенно Исакова, которая прекрасно передает состояние «на краю пропасти». «Мудрая» свекровь (Евгения Уралова) и классическая «верная подруга» (Инга Оболдина) тоже весьма убедительны. В мужском составе Павел Трубинер выглядит более бледно, чем герои второго плана в исполнении Куценко, Алексея Фатеева, Александра Ивашкевича. Но в целом игру актеров никак нельзя назвать «второсортной» по отношению к оригиналу, что весьма обнадеживает.

Стоит отметить, что сюжеты о мнимой идиллии на фоне безупречных интерьеров и прежде частенько появлялись на российском телеэкране. Но в них не было такой драматичной напряженности и скептической подачи идеи «сохранения семьи». Описанная в «Скажи правду» история транслирует простую истину: простить человека (при желании) можно только тогда, когда он об этом просит. Если он не чувствует за собой никакой вины, то речь идет о молчании, терпении, покорности, потакании его порокам — но никак не о прощении, которое подразумевает некую долю снисхождения. И среди типичных «мыльных» мелодрам телеканала «Россия» такая откровенность без расчета на хэппи-энд выглядит свежим веянием.

Людмила Семенова

Главное за сегодня


Статьи

Лучшее за неделю


Новости

Все новости

Погода

Москва: 16°
Санкт-Петербург: 18°