Posted 23 мая 2019,, 15:20

Published 23 мая 2019,, 15:20

Modified 31 января, 22:53

Updated 31 января, 22:53

Бег по замкнутому кругу

23 мая 2019, 15:20
Елена Земскова
Депутаты Госдумы все чаще работают «на обогрев атмосферы» — сначала устанавливают запреты и наказания, а потом вдруг требуют их отменить.

Со стороны законодательное творчество депутатов Госдумы все больше походит на бесконечное перетряхивание ранее принятых ими же решений. Если и принимают новые законы, то в основном запретительного характера или в интересах определенных групп (которые не афишируются, но вычислить их можно без особого труда). Социальные инициативы в виде небольших подачек гражданам — это вообще редкое счастье, которое обычно случается перед выборами или по особому поручению президента. Для населения у государства, как известно, денег нет.

Взять хотя бы законодательство о долевом строительстве, которое депутаты в очередной раз правили накануне. По признанию самих парламентариев, правила в этом сегменте менялись уже несколько раз, но обманутых дольщиков от этого становилось только больше. Наконец, им вроде как решили и правда помочь — достроить жилье или выплатить компенсации за счет государства. Но на горизонте возникают уже новые «пострадавшие» — те, что сейчас покупают в качестве жилья апартаменты. И вот депутаты привычно приступили к разработке очередных законодательных актов.

Кто-то скажет, что это хорошо. Мол, законодатель реагирует на новые проблемы и вызовы, да и сам закон — не икона, на которую надо молиться. На то он и закон, чтобы его постоянно развивать. Правильно. Но большая часть законов, принимаемая российскими депутатами, изначально пишется абы как и тяп-ляп. А иногда вообще кажется, что у парламентариев есть секретная шифровальная машинка, потому что разгадать смысл предлагаемых ими законодательных понятий подчас под силу разве что посвященным, владеющим специфическим думским диалектом русского языка.

Вспомним, сколько споров «на понимание» было вокруг дефиниций в законе об оскорблении власти. В итоге судьи в регионах проинтерпретировали его нормы так, как изначально, скорее всего, не предполагали даже сами авторы этого документа.

Тех избирателей, которые из-за необходимости четко соблюдать текущее законодательство вынуждены постоянно следить за работой Госдумы, больше всего раздражает постоянный пересмотр правил, смысл которых не в том, чтобы где-то навести порядок, а, по всей видимости, в том, чтобы перенаправить денежные потоки и перераспределить властные полномочия. Расплачиваться же за издержки, как всегда, предлагается самим гражданам. Например, в четверг Госдума опять изменила правила проведения техосмотра, по сути, отдав эту процедуру на откуп страховщикам. В «Единой России» заверили, что это делается для того, чтобы избавиться от мошеннических и коррупционных схем. Там также утверждают, что безопасность на дорогах теперь повысится, ибо, как уверяют думцы, процент аварий по причине неисправности транспортных средств высок. Но все знают, что дело в другом, и в скором времени техосмотр может подорожать.

Иногда и вовсе кажется, что депутаты принимают законы с закрытыми глазами, так как лазейки, которые они там оставляют, видны невооруженным глазом. Самый свежий пример — им пришлось ликвидировать пробелы в статьях Уголовного кодекса, посвященных борьбе с браконьерами, развернувших охоту на «краснокнижных» животных. Теперь вот депутаты ввели наказание для групп лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, и работников заповедников, которые часто в них как раз и участвуют. А сразу догадаться было нельзя?

Способы реагирования парламентариев на «вызовы сегодняшнего дня» — это вообще отдельная тема. В таких случаях они, как правило, принимают под шумок самые опасные или бесполезные нормы, которые заведомо не будут работать.

Самое страшное, если происходит теракт. Как именно подобное горе оборачивается закручиванием гаек в политической сфере, мы помним еще с захвата школы в Беслане. Также помним, как депутаты пытались бороться с «телефонными террористами», устанавливая для них суровые тюремные сроки, но воз и ныне там — звонки о ложном минировании не перестают поступать.

И вот 23 мая единоросс Адальби Шхагошев, услышав новость про задержание террористов в Астрахани, оперативно выступил с предложением ускорить принятие закона об ужесточении наказания за изготовление самодельных взрывных устройств. Но, как мы недавно узнали из расшифровки телефонных разговоров исполнителя теракта в метро в 2017 году, террористам не так уже страшен УК, они верят, что смогут «передать привет пророку».

Простительно, если ранее принятые запреты требуют отменить те депутаты, которые голосовали против их введения. Так, «эсеры» внесли законопроект с предложением снять ограничения на проведение депутатами всех уровней встреч с избирателями, которые, как и митинги, надо, по сути, согласовать с местными властями.

В остальном, работа депутатов выглядит как порочный замкнутый круг, из которого они никак не могут вырваться (а, скорее всего, и не хотят). Даже если парламентарии что-то и делают, то борются, как правило, не с причинами проблемы, а пытаются затушевать ее последствия.

Вот, скажем, сражается спикер Госдумы Вячеслав Володин с прогульщиками-депутатами, да все никак их не победит. Он уже и личное голосование вводил, и высокие штрафы устанавливал, и публично журил за прогулы. А «дежурные по рядам» кнопкодавы как были, так и остались. Теперь спикер хочет, чтобы карточки для голосования у депутатов стали биометрическими. Но и тут можно найти способ проголосовать «и за себя, и за того парня».

Заставить же депутатов ходить в зал и голосовать самостоятельно можно только одним способом — если они сами начнут, наконец, осознавать, что принятие законов должно зависеть исключительно лично от каждого из них, а не от президента, правительства или руководства фракции.

Елена Земскова