Posted 31 августа 2019,, 06:15

Published 31 августа 2019,, 06:15

Modified 31 января, 23:40

Updated 31 января, 23:40

Волны тщеславия и ностальгии

31 августа 2019, 06:15
Людмила Семенова
Конкурс молодых исполнителей в России превратился в бесконечный бенефис заслуженных артистов.

Канал «Россия» презентовал очередной сезон конкурса «Новая волна», который давно стал неотъемлемой частью летнего телевизионного «белого шума». Во всяком случае, смысл этого мероприятия и градус общественного интереса к нему не вызывают иных ассоциаций.

Правда, в нынешнем году шоу ознаменовалось несколькими «громкими событиями» — очередным скандалом Филиппа Киркорова с организаторами репетиции, возвращением на российскую сцену Софии Ротару и плохим самочувствием ведущей Леры Кудрявцевой. На этом фоне новость о том, что в музыкальном состязании победила албанская певица Инис Незири, скорее всего, мало кто заметил. Собственно, это привычная картина для нашего шоу-бизнеса, в котором селебрити-старожилы держатся за свою медийность стальной хваткой.

Но все это плохо сочетается с «международным конкурсом молодых исполнителей популярной музыки» — именно так «Новая волна» себя позиционирует с 2002 года, когда она была основана Игорем Крутым, Раймондом Паулсом и музой Аллой Пугачевой. До 2014 года конкурс проходил в Юрмале — в советское время там располагалась площадка Всесоюзного конкурса молодых исполнителей, еще одного проекта Паулса.

Преемственность поколений была омрачена несколькими политическими конфликтами на стыке эпох, и новый формат унаследовал эту проблему. Недовольство латвийских властей проведением в Юрмале мероприятия, напоминающего о советской эпохе, нарастало несколько лет. А в 2014 году Латвия решила выразить солидарность с Украиной и объявила артистов, одобряющих присоединение Крыма в России, нежелательными для въезда. Это стало последней каплей, и новой площадкой для конкурса был избран Сочи — благодаря инфраструктуре, оставшейся от Олимпийских игр.

Давно замечено, что политизация придает любому творческому мероприятию дурной запах и обесценивает культурную составляющую. Не миновала эта судьба и «Новую волну». Правда, в свое время ее участниками были Сергей Лазарев, Дима Билан, Ирина Дубцова, Полина Гагарина, Нюша и другие исполнители, впоследствии ставшие популярными. Но только в пределах России — а ведь конкурс, напоминаем, считается международным, и на кону должна быть мировая известность.

Собственно, телевизионный формат «Новой волны» уже давно вызывал удивление тем, что первая половина каждого дня была отдана под выступления заслуженных во всех смыслах артистов, объединенные какой-нибудь тематикой. Чаще всего это были творческие вечера легендарных композиторов, поэтов-песенников и певцов. А конкурсные номера отодвигали во вторую часть, которой отводилось самое невыгодное эфирное время. В общем, приоритеты были расставлены ясно. Да, формально в Сочи приезжают молодые конкурсанты из разных уголков мира, но мало для кого из них это становится отправной точкой в карьере. В современном мире «звезды» зажигаются иными способами.

В итоге проект Крутого и Паулса сейчас представляет лишь коммерческий интерес, и простому зрителю от этого радости мало. Фестиваль много лет остается местом «летних сборов» российского истеблишмента. Мы можем лишь догадываться, что происходит за конкурсными декорациями. А праздному зрителю перепадают лишь крохи в виде «горячих» новостей, разбавляющих летнюю скуку.

Поэтому наибольшее внимание в «Новой волне» привлекают именно бенефисы закаленных временем кумиров. В этом году три фестивальных дня из пяти на канале «Россия» были посвящены юбилеям — Игоря Крутого, Сосо Павлиашвили и Анжелики Варум. По традиции, различные исполнители выступали с известными хитами из их репертуаров. Разумеется, все трое — именитые артисты с собственным кругом поклонников, но их юбилейные вечера в рамках конкурса выглядят странно. Каждый из них может получить эфирное время на целый фестиваль имени самого себя.

Так почему же желающие посмотреть международный конкурс молодых исполнителей должны наблюдать за исполнением старых шлягеров неинтересными им певцами? Когда мероприятие называется «Новая волна», подобные вечера ностальгии выглядят как оксюморон. Юбиляры почивают на музыкальных лаврах, коллеги отрабатывают номера на давно испытанном материале, а зрители в сочинском зале выглядят не слишком довольными.

Самое неординарное впечатление на этом шоу произвела певица Светлана Лобода, называющая себя теперь просто LOBODA. На юбилейном концерте Крутого она исполнила песню «Живи спокойно, страна», которую прежде пела Алла Пугачева. Это само по себе выглядит весьма смелым поступком, а в сочетании с экстравагантным имиджем Лободы, в чем-то схожим с обликом Lady Gaga, и бэкграундом песни и вовсе могло вызвать некоторый «культурный шок». Своим номером Лобода словно дала понять, что блеск, мишура и модные тенденции полностью взяли верх над ценностью вокала и индивидуальности.

Вероятно, ветераны отечественной эстрады осознают эту тенденцию и стараются ей сопротивляться за счет эксплуатации телевидения и его верной аудитории. Однако это не может остановить настоящую «новую волну» — подрастающее поколение, у которого совершенно иные музыкальные вкусы. Их можно не разделять и даже осуждать, но не считаться с ними не получится.

Людмила Семенова