Posted 6 сентября 2019,, 21:04

Published 6 сентября 2019,, 21:04

Modified 30 марта, 16:02

Updated 30 марта, 16:02

Почему в США нет своего Навального

6 сентября 2019, 21:04
Айдын Мехтиев
Высокий уровень жизни и преемственность власти — важнейшие гарантии политической стабильности и гражданского мира.

Создается впечатление, что в коридорах Кремля царит легкая паника: протестующих в столице никак не удается запугать даже все более жесткими репрессиями. И если народ продолжал выходить на улицы даже в разгар летнего сезона, когда обычно стихает любая политическая активность, что же будет осенью?

Решение демонстративно снять с выборов почти всех популярных кандидатов от несистемной оппозиции, похоже, привело совсем не к тем результатам, на которые рассчитывал Кремль. Впервые после подавления «болотного движения» он столкнулся со столь массовым движением протеста.

И вот началась «просветительская» работа: Следственный комитет РФ разместил на Youtube видеоролик, в котором утверждается: протестное движение организовано «кукловодами, которые находятся вдали от эпицентра событий». И «их задача — распределить правильно роли и финансовые потоки». Думаю, намек понятен. Конечно же, протесты организовала и оплатила заокеанская держава, которая хочет любой ценой «дестабилизировать ситуацию в России».

Я приехал в Нью-Йорк в середине июля, в тот самый момент, когда протестное движение в Москве уже набрало силу. И задался вопросом: почему в бывшем государстве рабочих и крестьян кипят политические страсти, а в Нью-Йорке, который Максим Горький назвал «городом Желтого Дьявола», то есть на родине «хищнического мирового империализма», в отличие от Москвы, царит удивительная тишина. Нет намека не только на митинги протеста, но даже «просто» на одиночные пикеты.

Мне кажется, я нашел, в чем секрет олимпийского спокойствия жителей Нью-Йорка: здесь самая высокая в США почасовая оплата. Закон запрещает работодателям платить своим сотрудникам меньше 15 долларов в час. Давайте посчитаем: в Москве с 1 января 2019 года МРОТ составляет 18781 рубль. В пересчете это примерно 285 долларов. Даже если грубо взять четыре недели по сорок рабочих часов, то получится 1,78 доллара в час — в любом случае, это на порядок меньше, чем в Америке. При этом еда в магазинах американского мегаполиса стоит не дороже, чем в Москве, а бензин в Нью-Йорке временами даже дешевле.

Нежелание ходить выходить на улицу с плакатами объясняется в том числе высоким уровнем жизни. Вот я вижу здесь простого таксиста, который в месяц зарабатывает четыре тысячи долларов, из которых одна тысяча уходит на питание и еще тысяча — на аренду жилья. Оставшиеся две тысячи он ежемесячно кладет в банк. В год у него получается 24 тысячи. Эти деньги он планирует вложить как первоначальный взнос в ипотеку и купить двухэтажный дом с двумя спальнями и двумя ванными комнатами.

Для сравнения: в Москве ставка по ипотеке составляет девять процентов, а в Нью-Йорке — всего два процента. Причем здесь нет ни прописки, ни внутреннего паспорта. Так что для получения кредита в банк предъявляют водительское удостоверение.

Молодежь, которая в Москве стала главной силой протеста, в Нью-Йорке не видит смысла бороться с властью, потому что в США уже более двух веков Республиканская и Демократическая партии регулярно сменяют друг друга у руля. И если вам не нравятся нынешние вожди, то можно подождать четыре или, максимум, восемь лет до их исчезновения в результате очередных выборов. Идея, что целое поколение может родиться и вырасти при одном и том же президенте, не была близка ни отцам-основателям, которые писали Конституцию, ни нынешним американцам, какие бы взгляды они ни исповедовали.

Но можно и не ждать выборов. К примеру, выразить протест против политики Дональда Трампа сейчас можно через представителей оппозиционной ему Демпартии в Конгрессе. Политическая культура, сложившаяся в Америке, подразумевает, что там с подчеркнутым вниманием выслушают позицию любого избирателя и гражданина, будь он хоть умудренным годами стариком, хоть зеленым юнцом.

В чем секрет политической стабильности в США? Стране, в которой пока еще есть места, где в магазине можно купить хоть пистолет, хоть штурмовую винтовку. Казалось бы, несколько тысяч недовольных жителей мегаполиса могут создать нелегальную вооруженную группировку, штурмовать Белый дом и захватить власть. Но почему-то граждане США этого не делают.

Кроме того, в стране нет всевластия мафии, а полиция в массовом порядке не сотрудничает с криминалом. От рейдерской атаки можно отбиться в суде, независимость которого остается одним из главных достижений американской демократии. А новость о том, что в доме старшего офицера полиции найдена гора наличных на сумму, сравнимую с бюджетом небольшого города, наверное, привела бы к таким политическим последствиям, которые можно было бы сравнивать с Уотергейтским скандалом.

Нет и «американского Навального». Пожалуй, если бы такой лидер и мог появиться, то на волне отнюдь не политического протеста. Да, было бы детской наивностью расписывать США и конкретно Нью-Йорк как «сияющий град на холме». Проблем здесь хватает. В первую очередь бросаются в глаза межрасовые разногласия. Случаи, когда убийство полицейским чернокожего приводит к массовым беспорядкам, хорошо известны. Но идея, что надо идти под дубинки из-за того, что твоего кандидата не допустили на выборы, здесь не сработает, и политической карьеры на ней не сделаешь. В связи с отсутствием самой такой проблемы.

Наконец, телевидение. Нынешний президент России за минувшие 20 лет ни разу не участвовал в публичных дебатах. В США со времен Кеннеди участие в теледебатах обязательно для всех, кто претендует на Белый дом. В России нет ни одного независимого федерального телеканала, где могли бы свободно выступать Навальный, Гудков, Явлинский и Митрохин. В США вообще нет государственного ТВ, а общенациональные телеканалы независимы от администрации Дональда Трампа и могут свободно критиковать первое лицо в государстве, чем с большим энтузиазмом пользуются. Например, телеканал ABC недавно обсуждал такую тему: «За минувшие три года президентства Дональд Трамп соврал 554 раза и дал 873 ложных обещания».

Повторю еще раз, конечно, в США есть свои специфические проблемы. Но я не могу поставить их на одну доску с проблемой чудовищной коррупции, подавления демократических свобод и концентрацией власти в одних руках без какой-либо системы сдержек и противовесов.

Высокий уровень жизни и преемственность власти — важнейшие гарантии политической стабильности. Авторитарная власть, тормозя развитие экономики и останавливая систему социальных лифтов, своими руками создает условия для массового недовольства. Увы, уже не остается надежд, что такая система в состоянии вылечить саму себя.

Айдын Мехтиев, Нью-Йорк