Posted 22 мая 2013,, 08:12

Published 22 мая 2013,, 08:12

Modified 31 марта, 19:04

Updated 31 марта, 19:04

Эксперты выявили ключевые проблемы ж/д отрасли и предложили пути решения

22 мая 2013, 08:12

МОСКВА, 22 мая. Низкие темпы развития железнодорожного транспорта могут стать серьезным ограничителем темпов социально-экономического роста страны. К такому выводу пришли участники проведенного ВЦИОМ исследования, результаты которого были представлены журналистам 20 мая.

Исследование «Железнодорожный транспорт России: потенциал, проблемы, условия развития» проводилось в марте 2013 года. В качестве экспертов в нем приняли участие ведущие специалисты отрасли, включая представителей власти, профессиональных ассоциаций, транспортных компаний и ведущих ученых.

В ходе исследования эксперты высказались по шести основным вопросам: текущее состояние железнодорожного транспорта в России, тарифное регулирование отрасли, грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки, состояние инфраструктуры отрасли, а также вопрос приватизации пакета акций ОАО «РЖД».

Эксперты уверены, что рентабельность железных дорог остается на минимальном уровне. До 70% издержек крупнейшей компании отрасли ОАО «РЖД» относятся к условно-постоянным, не зависящим об объемов перевозок, а наибольшая часть затрат связана с поддержанием пропускной способности дорог (независимо от конъюнктурных колебаний).

Кроме того, наблюдается явно выраженное отставание российской железнодорожной отрасли от ряда западных стран, а также дисбаланс в темпах развития по сравнению с другими видами транспорта, в первую очередь из-за несбалансированности государственной поддержки: из общих объемов финансирования, расходы на железнодорожный транспорт составили 27,1%, а на автомобильные дороги - 57,4%, а в объеме финансирования за счет средств федерального бюджета на долю автомобильных дорог приходится 89,9%, на долю железнодорожного транспорта - 0,4%.

Особое внимание было уделено вопросу установления долгосрочных тарифов. Эта мера оценена экспертами как крайне необходимая, позволяющая обеспечить возможность для перспективного планирования и повышающая инвестиционную привлекательность отрасли. В соответствии с наиболее оптимистичными прогнозами, такой подход за счет возрастающей инвестиционной компоненты позволит в течение ближайших двух десятилетий полностью восстановить железнодорожную сеть и направить средства на развитие инфраструктуры.

Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов, в свою очередь, подчеркнул, что работа по разработке новой тарифной системы уже ведется заинтересованными государственными ведомствами, в соответствии с поручениями премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Однако, по мнению опрошенных экспертов, существенных подвижек в формировании долгосрочной тарифной политики пока не наблюдается.

Одной из актуальных проблем отрасли является большая изношенность парка локомотивов. По оценкам специалистов, средний износ составляет 74,9%. Причем, критического уровня износа (82%) достигли грузовые тепловозы, маневровые тепловозы и пассажирские электровозы постоянного тока. Уровень износа грузовых электровозов составляет 78%. Средний возраст локомотивов на сегодня составляет 27,5 года при среднем сроке службы 30 лет.

Что же касается других важных вопросов реформирования отрасли, то в части пассажирских перевозок большинство экспертов рассматривают сохранение государственного регулирования как необходимую меру, полностью соответствующую сложившейся в отрасли ситуации. Однако долгосрочная система государственной поддержки перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в настоящее время отсутствует. Сегодня ОАО «РЖД» испытывает острый дефицит бюджетных дотаций на пассажирские перевозки, что, по мнению экспертов, может привести к серьезным социальным последствиям, учитывая востребованность железнодорожного транспорта среди населения ввиду таких факторов как дешевизна и безопасность.

Говоря о распределении пропускной способности инфраструктуры, эксперты подчеркивали, что в настоящее время грузовой транспорт, играющий важнейшую роль в экономическом развитии страны, не пользуется какими-либо преференциями, что в ряде случаев приводит к снижению эффективности перевозок. Выходом из сложившейся ситуации может послужить строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, что будет способствовать переходу всей железнодорожной отрасли на качественно новый этап развития, при четком распределении инфраструктуры для пассажирских и грузовых перевозок.

Касательно приватизации акций ОАО «РЖД», абсолютное большинство представителей экспертного сообщества считают данную меру преждевременной, а ее потенциальную эффективность оценивают как крайне низкую. Согласно результатам исследования, положительные эффекты от продажи части акций компании выглядят менее привлекательно, чем вероятные отрицательные последствия подобных действий. В первую очередь, специалисты отмечают угрозу децентрализации управления в отрасли, которая на данном этапе, по их мнению, недопустима.

Главный вывод исследования: темпы развития отрасли на данный момент не соответствуют интересам и потребностям России, и все основные усилия направлены, скорее, лишь на поддержание функциональности железных дорог. Главной составляющей успеха, по мнению экспертов, может послужить лишь последовательная государственная политика и государственная поддержка отрасли. «Сохранение низких объемов финансирования отрасли со стороны государства может стать фактором, существенно ограничивающим рост экономики и усиливающим диспропорции в региональном развитии страны», - предупредили эксперты.