Posted 1 июня 2017,, 09:00

Published 1 июня 2017,, 09:00

Modified 31 января, 15:30

Updated 31 января, 15:30

Девелопер прикрывается именем Внешэкономбанка?

1 июня 2017, 09:00
Банк может получить на свой баланс проблемный непрофильный актив, который впоследствии будет весьма непросто реализовать.

На минувшей неделе экс-владелец строительного холдинга «Дон-Строй» Максим Блажко в кулуарах международной выставки «АРХ Москва» упомянул Внешэкономбанк в качестве своего основного финансового партнера по проекту строительства квартала жилых небоскребов «Нескучный Home&Spa». По всей видимости, отсылка к сотрудничеству с авторитетным банком, по расчету девелопера, должна добавить солидности его проекту и успокоить потенциальных инвесторов насчет перспектив и финансовой устойчивости будущего строительства.

Действительно, сложно предположить, особенно мало искушенному покупателю квартиры, чтобы крупнейший государственный банк мог ввязаться в девелоперскую авантюру. А между тем именно в таком контексте уже рассуждают о ЖК «Нескучный Home&Spa» многие эксперты рынка недвижимости — и главной причиной являются как раз сомнения в том, что девелопер располагает достаточным количеством ресурсов для реализации проекта.

Максима Блажко и ВЭБ действительно связывают прочные финансовые отношения: экс-владелец «Дон-строя» является должником банка по кредиту, который его компания взяла еще в 2007 году на приобретение участка, где теперь планируется строительство небоскребов, и до сих пор не сумела по нему рассчитаться. Размер кредита составлял $288 млн. Несколько лет ВЭБ безуспешно добивался погашения задолженности, пока дело не дошло до мирового соглашения. В соответствии с ним банк простил Блажко почти половину долга — более 2,7 млрд рублей, а выплаты по оставшимся 2,8 млрд рублей реструктуризированы до декабря 2019 года. В залоге у банка остаются акции компаний, связанных с проектом ЖК «Нескучный Home&Spa», в том числе 99,95% долей застройщика проекта ООО «Строй-Комплекс». Сам Блажко выступает в роли поручителя.

Таким образом Внешэкономбанк является одним из многочисленных кредиторов Максима Блажко, перед которыми он накопил многомиллиардные долги. «За семь с половиной лет, прошедших с передачи контроля над «Дон-строй инвестом» структурам ВТБ, одному из основателей компании Максиму Блажко так и не удалось уладить финансовые разногласия с новым собственником бизнеса. Сейчас предприниматель пытается оспорить взыскание с него лично в пользу структур «Дон-строй инвеста» почти 1,7 млрд руб. Еще около 500 млн руб. с него готовится потребовать другой кредитор — госбанк «Российский капитал», — пишет «Коммерсант». Издание также напоминает, что в конце апреля Хорошевский суд отказал АО «Асоль», подконтрольному группе «Дон-строй инвест», во взыскании с бизнесмена 17,7 млн рублей, сославшись на истечение срока исковой давности. В тот же период было принято решение по иску принадлежащего «Дон-строю» ООО «Расчетный организационный совет Евроинвест», суть которого пока не ясна. Дополнительно суд зарегистрировал еще шесть исковых заявлений от АО «Асоль», ООО «Расчетный организационный совет Евроинвест», ООО «Белеран» и АО «СК Донстрой».

По мнению экспертов строительного рынка, собственных средств на реализацию своего единственного проекта ЖК «Нескучный Home&Spa» у Блажко просто-напросто нет. Общая сумма долгов его компаний составляет около 60 млрд рублей. Все основные его активы находятся в стадии банкротства, заложенные БЦ «Нордстар Тауэр» (Арбитражный суд Москвы подтвердил задолженность АО «Нордстар Тауэр» на сумму более 32 млрд рублей) и ТРК «Щука» в ближайшей перспективе, скорее всего, отойдут кредиторам. Учитывая, что лично к Блажко банками ВТБ и «Российский капитал» предъявлены требования на сумму почти 2,5 млрд рублей, можно сказать, что девелопер как никогда близок к банкротству.

В условиях неопределенности вряд ли найдутся желающие рискнуть и вложиться в проект стоящего на грани краха девелопера. Видимо, осознавая это Максим Блажко и пытается сориентировать потенциальных инвесторов ЖК «Нескучный Home&Spa» на узнаваемое и внушающее доверие имя Внешэкономбанка. Однако банк сам является заложником ситуации: он ожидает, что за счет реализации этого проекта удастся погасить выданный на него кредит. Слова Блажко о партнерстве очень похожи на попытку убедить ВЭБ в необходимости новых вложений в проект для возврата старой задолженности. Но многие специалисты сомневаются, что проект может быть жизнеспособным под началом Блажко — в силу неподъемных для бизнесмена скопившихся за несколько лет многомиллиардных долговых обязательств. В результате Внешэкономбанк вместо возврата долга рискует получить на свой баланс проблемный непрофильный актив — земельный участок, обремененный обязательствами по застройке и расселению местных жителей, без чего он вовсе станет неликвидным. И для того, чтобы его реализовать, банку придется приложить немало усилий и, возможно, найти партнера, гораздо более состоятельного и компетентного в девелопменте, чем Максим Блажко.

Андрей Михайлов