Posted 24 мая 2016,, 18:20

Published 24 мая 2016,, 18:20

Modified 31 марта, 03:14

Updated 31 марта, 03:14

Прорыва «по-нормандски» опять не произошло

24 мая 2016, 18:20
Киев сообщил, что лидеры «нормандской четверки» согласились с развертыванием международной полицейской миссии в Донбассе. Но все пока далеко не так.

Пресс-служба украинского президента сразу после состоявшегося телефонного разговора лидеров стран «нормандского формата» (России, Германии, Франции и Украины) сообщила, что Меркель, Олланд, Путин и Порошенко согласились на развертывание полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе и начало консультаций по этому вопросу.

Нельзя сказать, что после этой информации сразу поверилось в то, что «Вот он прорыв!». Можно было предположить, что последуют какие-либо «уточнения», но главное, что «слово сказано». Напомним, что категорически против полицейской миссии прежде выступали власти самопровозглашенных республик Донбасса, демонстрируя в том числе и по этому вопросу свою «независимость» от Москвы. Ну, а если Москва сказала «да», то теперь Донецк и Луганск должны бы дать себя «уговорить», увенчав Кремль лаврами миротворца. «Уговаривать» донбасских партнеров Москва, разумеется, начнет, вот только на что?

«Уточнения» по поводу организации полицейской миссии с российской стороны уже поступили. Как сказал журналистам пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, «это все-таки мониторинговая миссия на Донбассе в нашем понимании. Это не полицейская миссия. Там есть вопрос вооружения, теоретически ее можно вооружить, но она состоит из людей, которые не являются военнослужащими, и вопрос — как они будут использовать эти вооружения».

Чем при этом эта новая миссия будет отличаться от действующих наблюдателей ОБСЕ, непонятно, но Песков добавил, что обсуждение проблемы будет продолжаться.

Также представитель Путина отметил, что Кремль совместно с ДНР-ЛНР разработал пакет предложений по выборам и амнистии и они были переданы партнерам по «нормандскому формату», повторив, что без согласования шагов с «республиками» ничего из этой затеи не выйдет.

Не будем гадать, что там в этом «пакете», тем более, что «донбасские», как мантру повторяют, что украинские партии на выборы не пустят. Но, может, и по этому поводу их тоже поуговаривают?

Власти ДНР уже успели заявить, что украинская сторона слишком вольно интерпретировала позицию лидеров стран «нормандской четверки», говоря о поддержке ими идеи ввода на Донбасс вооруженной полицейской миссии ОБСЕ. Глава делегации ДНР в Контактной группе, председатель Народного совета Денис Пушилин отметил, что этот вопрос еще будет обсуждаться в Минске, и пока он не решен. По мнению Пушилина, присутствие наблюдателей с оружием никак не может способствовать проведению выборов, предусмотренных Минскими договоренностями. Но если все же «будет обсуждаться», то это не значит «нет, не будет никогда»! Уже прогресс.

Руководитель луганского центра «Особый статус» Александр Проценко говорит, что в последнее время официальный Киев активно педалирует тему введения на Донбасс вооруженной постоянной мониторинговой миссии ОБСЕ.

«Причем подается информация в таком виде, что у обывателя может сложиться впечатление о том, что данный вопрос „уже практически решен“. На самом деле мы имеем дело с привычной для украинской стороны тактикой смешивания собственных пожеланий с крайне вольной трактовкой реального контекста переговоров на разных уровнях», — излагает он свое видение ситуации «Росбалту».

Эксперт отмечает, что информация о том, что главы стран «нормандской четверки» якобы поддержали введение вооруженных миссионеров в зону конфликта, появилась и была растиражирована только в украинском сегменте СМИ, в то время как на официальных ресурсах лидеров России, Германии и Франции ничего подобного не было отмечено.

«Формулировку „придание миссии дополнительных полномочий“ вряд ли можно отождествить с „внедрением полицейской миссии“. Данный факт сам по себе наводит на определенные мысли, особенно с учетом того, что у Порошенко и его глашатаев выдавать желаемое за действительное уже давно вошло в привычку и стало фирменным стилем украинского президента», — отмечает эксперт.

По его словам, следует понимать, что введение постоянной вооруженной миссии ОБСЕ требует высокой степени проработанности алгоритма этой операции и, что немаловажно, солидных финансовых расходов со стороны 57 стран, входящих в организацию, а пока там на эту тему даже не ведется официальная дискуссия.

«И наконец, идея привлечения некой „вооруженной электоральной полиции“ рассматривалась не в фантазиях украинской стороны, а в совместном минском формате только как возможный компромиссный вариант обеспечения безопасности на время проведения выборов в ЛНР и ДНР. Украинская сторона же ведет речь сейчас о некой постоянно действующей вооруженной мониторинговой миссии. При этом объяснение того, каким образом оружие позволит представителям ОБСЕ эффективнее отслеживать нарушения перемирия, украинская сторона не приводит», — отмечает политолог.

Но президент Петр Порошенко заявляет, что урегулирование политических процессов в Донбассе возможно лишь при условии развертывания международной вооруженной миссии ОБСЕ не только на линии соприкосновения, а также на украино-российской границе.

«Складывается впечатление, что Киев сознательно создает очередной „муляж-ультиматум“ и искусственный ажиотаж вокруг него для того, чтобы как можно дольше откладывать проведение выборов на неподконтрольном Донбассе, тем самым обеспечивая себе маневр для невыполнения обязательств по соглашениям в целом», — считает Проценко.

Украинская сторона хочет, чтобы численность европейских полицейских в Донбассе составила порядка 5-10 тысяч. Не исключают в Киеве, что ОБСЕ может даже использовать БТРы, правда, о танках речь пока не идет. Тем не менее, представители Украины активно требуют, чтобы интер-полицейские взяли контроль над украино-российской границей, после «вывоза всей техники боевиков в РФ».

Понятно, что с таким предложением ни РФ, ни донбасские республики не согласятся. Ведь если предположить, что «трофейная» техника уедет в Россию, то республики останутся «голыми» не только перед более менее послушными ВСУ. Есть ведь еще экс-добровольческие батальоны.

Напомним, на днях батальон «Азов» в Киеве требовал от Петра Порошенко отказаться от намерения провести какие-либо выборы на неподконтрольной части Донбасса. Защитят ли даже вооруженные (чем?) полицейские мирное население или продолжат лишь фиксировать в отчетах допущенные нарушения? Ну, и еще всякие «пустяки» — как, например, РФ будет «проводить в отчетности» отправленную ей «не ее» технику?

Не случайно одна из сторон «норформата» — ФРГ, в лице своего МИД говорит, что в вопросе о создании полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе пока ясности нет.

Генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занньер отметил, что изменение формата миссии, о чем просил президент Украины, возможно только по согласию обеих сторон конфликта в Донбассе. По его мнению, полицейская миссия организации могла бы работать совместно с отрядами «народной полиции» (кто бы знал, что это такое), чтобы гарантировать безопасность выборов.

В общем, в ОБСЕ не исключили возможности отправки вооруженного контингента на Восток Украины во время проведения там местных выборов, но о взятии под контроль украино-российской границы тут пока помалкивают.

«Это была бы полицейская операция с целью помочь поддержать закон и порядок в этом районе, помочь создать безопасные условия для того, чтобы выборы могли состояться», — заявил Занньер.

А тем временем на территориях, подконтрольных ДНР и ЛНР, жители устраивают митинги против работы даже нынешней, «невооруженной» миссии ОБСЕ в Донбассе. На них говорят, что Донбасс не видит толку от наблюдателей, которые «игнорируют факты нарушения перемирия украинской стороной». Это вообще-то не вполне справдливо: 20 мая тот же генсек ОБСЕ Ламберто Заньер заявил, что нарушения перемирия в Донбассе происходят с обеих сторон. При этом он затруднился сказать, какая сторона чаще нарушает перемирие.

Но об акциях «недоверия». В украинских СМИ, разумеется, заявляют, что они организовываются властями самопровозглашенных республик. На этом настаивает, например, координатор группы «Информационное сопротивление», народный депутат Дмитрий Тымчук, который знает все и вся о Донбассе, при этом постоянно проживая в Киеве. Однако «в народе» (в какой-то его части) в Донбассе к наблюдателям действительно относятся настороженно.

«Не хочу, чтобы по городу ездили БТР и вооруженные люди, от которых непонятно, чего можно ожидать. Я боюсь за своих детей. Чужаков нам здесь не нужно. Тем более, если нет толку от наблюдателей. Видно, что они прислуживают Украине, и от полицейских Донбассу толку не будет, будет только хуже», — совершенно искренне говорит луганчанка Ольга.

Корреспонденту «Росбалта» в эти выходные довелось понаблюдать за тем, как работает миссия ОБСЕ на КПП в Станице Луганской. Трое наблюдателей неспешно прогуливались по мосту, о чем-то увлеченно беседуя. Диалог с толпами жарящихся на солнце «донбассо-украинцев» они не вели. На глазах представителей миссии неожиданно упал на землю и умер один из стоящих в очереди, который так и не попал в Луганск.

«Европейцы» нормально общались с военными по обе стороны реки. На блок-посту ЛНР мне удалось услышать часть разговора. Боец Народной милиции горячо рассказывал, какие препятствия создают «украинцы» при пересечении «таможни», и как медленно работает их КПП. Все трое наблюдателей активно кивали, однако в отчете миссии за неделю данный факт не нашел никакого отражения.

На том же мосту мне удается разговориться с женщиной, даже не подозревавшей, что она общается с журналистом, а потому достаточно откровенной. Она рассказывает, как украинские военные регулярно ведут обстрелы с территории Станицы. «Выкатывают минометы прямо посреди жилых улиц, несколько раз стрельнут и переезжают на новое место. Стреляют ночью, куда — непонятно. Ответок не прилетает. Но уже следующим днем Гарбуз (губернатор Луганской области) кричит, что нас или Счастье обстрелял Луганск. Так выходит, что ВСУ по своим стреляет?» — удивляется женщина.

Уже зная с кем общается, а потому на условии анонимности, своим мнением о перспективах международной полицейской миссии говорит чиновник правительства ЛНР. Он полагает, что она возможна только в случае согласования процесса с властями самопровозглашенных республик.

«Пока этого сделано не будет, они даже не смогут зайти на территории республик. Второй вопрос, чего ждать от этой миссии, если она все-таки зайдет на Донбасс? Задача ОБСЕ следить за соблюдением режима прекращения огня и гуманитарной ситуацией на Донбассе. Как по мне, делать это можно и без оружия. Если же, как говорит Порошенко, полицейская миссия призвана создать условия для безопасного проведения выборов, то тоже вопрос: они что с помощью оружия будут условия создавать?» — говорит собеседник «Росбалта».

Ну, а его заключительные выводы и вовсе неутешительны: «Получается, что полицейская миссия ОБСЕ — это очередная уловка, чтобы затянуть процесс выполнения Минских соглашений. И судя по последним переговорам нормандской четверки, затягивать получается».