Posted 27 мая 2016,, 10:00

Published 27 мая 2016,, 10:00

Modified 31 января, 10:22

Updated 31 января, 10:22

«Русский марш» Эрдогана

27 мая 2016, 10:00
Станет ли назначение нового премьера Турции толчком к улучшению отношений с РФ — пока неизвестно. Команду сделать шаги к примирению может отдать только Эрдоган.

Новый премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, сменивший на этом посту «непослушного» Ахмета Давутоголу, давно уже снискал себе репутацию «тени Эрдогана», к которой теперь добавился новый ярлык — «свадебный генерал». Новый глава правительства, который к тому же стал и председателем правящей Партии справедливости и развития, ранее возглавляемой Давутоглу, не произвел кадровой революции в кабинете министров — последние, в основном, остались на своих местах или поменялись кабинетами.

Турецкие наблюдатели отмечают, что на формирование старо-нового кабинета Йылдырым влиять не мог — этот вопрос полностью решал президент республики Реджеп Тайип Эрдоган, которому трудно было бы найти в своем окружении более управляемую кандидатуру на пост премьера.

Таковой раньше считался Давутоглу, однако он в последнее время не склонен был поддерживать жесткий авторитарный режим в Турции, методы решения курдской и некоторых других проблем. Кроме того, при Давутоглу идея-фикс Эрдогана — трансформация Турции в президентскую республику — вряд ли была бы реализована столь стремительно, как того желает господин Реджеп.

Другое дело Йылдырым — он уже назвал приоритетом нового правительства переход Турции к президентской форме правления. И хоть для этого придется проводить референдум и менять Конституцию, можно не сомневаться, что Эрдоган и послушное ему правительство будут этого добиваться, хотя и столкнутся с серьезным отпором оппонентов. В общем, похоже на то, что пока в Турции все пойдет «по-эрдогановски», включая российско-турецкие отношения, в которых фактор появления нового премьера может сыграть как положительную, так и отрицательную роль. Но опять же — все будет зависеть от Эрдогана.

То есть, если турецкий президент настроен на улучшение отношений с Россией, он может воспользоваться формальной властью нового премьера и попытаться «обтяпать» это дело под прикрытием Йылдырыма. Последний, по данным РИА Новости, заявил, что нормализация российско-турецких отношений является одним из пунктов программы нового правительства Турции. «Правительство будет стремиться к продолжению усилий по нормализации отношений с Россией путем диалога», — сказал он.

Фраза весьма пространная, наводящая на вопрос, чем Анкара сумеет реабилитировать себя как минимум в истории с российским бомбардировщиком Су-24, которую президент России назвал «ударом в спину». Извиняться и каяться Турция вряд ли станет, но она может сменить риторику в отношении России. Однако имея в виду изменчивость и, мягко говоря, вспыльчивость Эрдогана, прогнозировать его настрой в отношении России невозможно. Тем более, что его уже ни в чем не сдерживает Давутоглу. То есть, риторика Анкары может измениться и в худшую сторону или остаться прежней.

С другой стороны, учитывая финансовые, экономические и политические потери, которые понесла Турция из-за испорченных отношений с Россией, Эрдоган через нового премьера может инициировать новый подход к отношениям Москвы и Анкары, взвалив ответственность за их ухудшение на Давутоглу. Напомним, последний имел неосторожность сказать: «Я лично отдал приказ об уничтожении самолета».

Один из путей выхода из кризиса лежит на поверхности — это проект «Турецкий поток», который, что бы там ни говорили «ястребы» в Анкаре, имеет для Турции огромное значение. А это означает, что «свежая струя» в турецком правительстве, то есть новый премьер, может инициировать возобновление переговоров по «Турецкому потоку». Но, отметим, если Турция не изменит своего подхода к сирийской проблеме, никакие переговоры по разным «потокам» ей не помогут: чтобы помириться с Москвой, Анкаре придется в корне пересмотреть свою внешнюю политику. Готов ли к этому «султан Эрдоган», от воли которого зависит в Турции абсолютно все?

Российские политологи весьма скептично смотрят на перспективу потепления отношений между Москвой и Анкарой с приходом в Турции нового премьера. Как сказал интернет-порталу Sputnik (Баку) старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев, «разговоры про то, что Турция хочет нормализовать отношения, это разговоры из серии «кому я должен, всем прощаю». От нового правительства Турции, полагает он, не стоит ждать чего-то кардинального. Тем более, что многие эксперты неоднократно признавали: все конечные решения принимает Эрдоган. «И, видимо, новый премьер просто ближе президенту Турции, он более управляем», — сказал эксперт.

А первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук добавил, что, в принципе, новый премьер Турции не озвучил каких-то сверхновых тезисов — он просто сделал акцент на старых. По его словам, Анкара и до него не заявляла, что готова воевать с Россией. Примерно те же самые пункты были озвучены и в сторону Евросоюза: «Новизна состоит в том, что брюссельские деньги Турции не выделяются, что отражается, в комплексе, на всех ее практических планах, включая взаимоотношения с Россией. Получается, что Анкара не нашла пока в ЕС денег, на которые рассчитывала, и при этом еще потеряла деньги российские (на торговле, туризме и тому подобном)».

Позиция Йылдырыма, по мнению собеседника Sputnik, состоит в том, чтобы выровнять эти потери в экономике, что будет соответствовать и курсу самого Эрдогана, так как на данный момент союз президента и премьера стал еще более тесным.

Политолог также отметил, что Эрдоган через нового премьера посылает Москве еще один сигнал о готовности к возобновлению того или иного формата двустороннего сотрудничества. «Однако сама Москва … позицию не меняла — тем более в том, что связано со сбитым Су-24. Поэтому пока в российско-турецких отношениях ничего не меняется. Одним из важных мотивов заявления Йылдырыма является начало летнего сезона, который, если отношения с РФ останутся на прежнем уровне, снова будет провальным для Турции, по деньгам», — сказал он.

Но, заметим, Эрдоган, несмотря на его непомерные амбиции и воинственность, видится больше загнанным, чем не загнанным в угол, и поэтому есть маленький шанс, что он начнет работу над «исправлением ошибок». В противном случае многоуровневый внутри-и внешнеполитический кризис в Турции закончится весьма плачевно лично для Эрдогана и подконтрольного ему правительства. И тут фигура нового премьера может оказаться весьма кстати: типа, новое правительство начинает работу с «чистого листа». Так что Россия еще может дождаться хоть и не слезных, но все же извинений от Турции.

И тут надо хорошо понимать, что или кто есть Эрдоган, и не обольщаться на его счет. Как точно подметила Le Figaro, «Во внутренней политике Эрдоган поставил на первое место авторитарный президентский режим, хотя на протяжение первого десятилетия этого века прекрасно справлялся со всем и в рамках парламентского. Его самолюбие дошло до того, что его бросил даже Ахмет Давутоглу, один из самых верных соратников, который сначала был его министром иностранных дел, а затем премьером».

Что еще хуже, приводит ИноСМИ мнение французского издания, «турецкий лидер растоптал императив народного согласия и окунулся в ядовитые наслаждения национализма. Новая линия привела его к ненужному разрыву перемирия, которое он сам же заключил с курдами РПК в 2013 году».

Касательно внешней политики, «Эрдогана обуяла гордыня. Он ведет себя, как новый султан суннитского мира. … Эрдоган охвачен ностальгией по временам Османской империи и мечтает о Турции во главе мусульманского мира. Это стремление отразилось на его внешней политике. С 2002 по 2010 год Турция придерживалась курса на отсутствие проблем с соседями, старалась поддерживать хорошие отношения с Сирией, Ираном и Россией. Тем не менее, арабская весна 2011 года лишила Эрдогана всяческого чувства меры, подтолкнув его к авантюристской политике и систематической поддержке исламистов в мусульманских странах, Египте, Тунисе, Ливии и Сирии. Но этот курс обернулся провалом». Как резюмирует французское издание, Эрдоган «проводит самоубийственную внутреннюю и внешнюю политику».

С одной стороны, это может быть на руку Москве. Но с другой стороны, все зависит от степени разрушительности такой политики для России и государств региона. А также от того, кто первым — Россия, Запад или третья сила — сумеет обернуть судьбоносные ошибки Эрдогана в свою пользу.

Ирина Джорбенадзе