Posted 10 января 2019,, 14:01

Published 10 января 2019,, 14:01

Modified 31 января, 21:48

Updated 31 января, 21:48

Обнаружены загадочные радиосигналы из дальнего космоса

10 января 2019, 14:01
Это всего лишь второй случай в истории.

Всего второй раз за всю историю наблюдений за космосом астрономы «поймали» источник мощных повторяющихся радиосигналов. Но что или кто отправляет эти сигналы — пока неизвестно.

Ученые лишь знают, что таинственные сигналы исходят из далекой галактики. Их зафиксировал телескоп в Канаде.

Впервые и абсолютно случайно быстрый радиосигнал (или радиовсплеск), называемый с тех пор FRB, обнаружили в феврале 2007 года. Сигнал был единичным, мощным, но очень коротким — несколько миллисекунд. Его проверка заняла около пяти лет. Этот первый зарегистрированный всплеск — FRB 010724.

Понять природу FRB ученые пока не могут. Зафиксированные радиосигналы длились ничтожное количество времени, после чего исчезали без следа. Известно лишь, что сигналы очень мощные.

На «ловле» и изучении FRB специализируется радиотелескоп CHIME (Canadian Hydrogen Intensity Mapping Experiment), расположенный в канадской провинции Британская Колумбия.

Фото: радиотелескоп Canadian Hydrogen Intensity Mapping Experiment. Источник — CHIME.

Именно там всего лишь второй раз за всю историю астрономам удалось обнаружить источник FRB, повторяющий свой сигнал. 13 новых радиовсплесков исходили из уже обнаруженного ранее источника, который находится на расстоянии около 1,5 млрд световых лет от Земли. Один из сигналов повторялся шесть раз.

Из более чем 60 быстрых радиовсплесков, выявленных до настоящего времени, только один из них когда-либо повторялся.

Одна из новых вспышек, обнаруженных в Канаде в середине августа прошлого года, — FRB 180814 — оказалась повторяющейся. В последующие два месяца астрономы выявили сразу шесть новых всплесков в этой же точке ночного неба в созвездии Жирафа, где она была зафиксирована впервые.

«До настоящего времени мы знали о существовании лишь одного подобного источника. Открытие второго повторяющегося сигнала говорит о том, что их должно быть много. Их обнаружение и изучение поможет нам раскрыть эту космическую загадку и узнать, откуда берутся эти всплески», — приводит слова Ингрид Стэйрс из университета Британской Колумбии в канадском Ванкувере РИА «Новости».

Астрономы сообщили о своих открытиях 7 января на заседании Американского астрономического общества и 9 января в журнале Nature.

Ученые, как уже говорилось, не знают, откуда берутся FRB. Теории астрономов о причинах радиовсплесков столь же многочисленны, как и сами известные FRB. Среди наиболее популярных — сигнал испускает нейтронная звезда с очень сильным магнитным полем, которое очень быстро вращается, или столкновение двух нейтронных звезд, сливающихся в одну.

Среди гипотез возникновения радиовсплесков есть и версия об их искусственном происхождении. Ученые, среди прочих, рассматривают и ее как рабочую. Прежде всего из-за необъяснимой периодичности некоторых FRB.