Posted 18 февраля 2019,, 18:25

Published 18 февраля 2019,, 18:25

Modified 30 марта, 17:29

Updated 30 марта, 17:29

Почему «дело Baring Vostok» и арест Майкла Калви называют «главным событием года»?

18 февраля 2019, 18:25
Ответы на простые вопросы в связи с «посадкой» руководства крупнейшего иностранного фонда, вкладывающего деньги в Россию.

Новость об аресте топ-менеджеров инвестиционного фонда Baring Vostok в СМИ назвали «главным событием года». «Росбалт Like» попытался разобраться почему.

Что случилось?

В конце прошлой недели несколько топ-менеджеров инвестиционного фонда Baring Vostok и подконтрольного ему банка «Восточный», а впоследствии и глава Baring Vostok Майкл Калви были арестованы по подозрению в хищении 2,5 млрд рублей у банка «Восточный».

Этот арест стал новостью номер один не только в СМИ, специализирующих на новостях экономики, но и вообще главной «околоэкономической» новостью года.

Чем занимается Baring Vostok?

Baring Vostok работает в России и СНГ давно, с 1994 года. Основал фонд гражданин США Майкл Калви. Baring Vostok — фонд прямых инвестиций. Если упрощать, такие фонды покупают доли в бизнесах (часто на начальной стадии их развития) и помогают их развивать ради получения прибыли в будущем. Обычно у фонда прямых инвестиций несколько таких направлений вложений, они не вкладываются во что-то одно и крупно (как правило, процент вложений в один бизнес составляет в среднем не более 10-15% от капитала фонда). Прямые инвестиции не «быстрые», мгновенных дивидендов они не приносят, однако через несколько лет грамотное управление активами дает стабильный высокий доход.

Например, Baring Vostok в 2000 году (на заре становления компании) купил 35% интернет-поисковика «Яндекс» за $5,3 млн, а продаже этого пакета, спустя время, принесла фонду более $1 млрд.

Почему история с «наездом» на Baring Vostok вызвала такой резонанс?

С середины 1990-х Baring Vostok вложил свыше $2,8 млрд в 80 компаний в России, Казахстане и на Украине. Это старейшая и одна крупнейших иностранных финансовых организаций подобного рода, работающих в РФ. По сути, Baring Vostok — один из примеров долгосрочной и успешной работы иностранного инвестора в России. Всем, считающим, что здесь стало невыгодно работать иностранцам, до 15 февраля 2019 года можно было сказать: «Но Baring Vostok-то работает, и неплохо себя чувствует».

Уже годы иностранные инвесторы и их деньги обильно «утекают» из России. О важности иностранных инвестиций и создания для них благоприятного инвестиционного климата говорят все высшие чиновники правительства РФ. Проводится масса завлекательных мероприятий для иностранных инвесторов, типа «Россия зовет» и прочих.

13—15 февраля в Сочи проходило очередное такое мероприятие — Российский инвестиционный форум-2019. Выступающие, включая премьер-министра Дмитрия Медведева, говорили о том, как и куда лучше инвестировать в России. И именно 15 февраля стало известно об аресте сотрудниками ФСБ топ-менеджеров Baring Vostok — одного из немногих еще оставшихся в России иностранных инвестиционных фондов.

Многие наблюдатели интерпретировали происходящее как расхождение благих намерений властей и росссийской реальности. Пока чиновники говорят о повышении инвестиционной привлекательности страны (причем буквально, в этот же день), «силовики» выступают в корпоративном конфликте за одну из сторон, наплевав на последствия для этого самого инвестиционного климата.

В чем обвиняют менеджеров Baring Vostok и Майкла Калви?

Основателя инвестиционной компании Baring Vostok Майкла Калви подозревают в хищении 2,5 млрд рублей у банка «Восточный» через кредит «Первому коллекторскому агентству». Подозреваемыми по делу также проходят еще пять человек. По версии следствия, Калви, зная о наличии у подконтрольного ему «Первого коллекторского бюро» долга в размере 2,5 млрд рублей, организовал продажу его акций банку «Восточный». Это привело к хищению средств.

Заявление на Майкла Калви и его коллег написал акционер «Восточного» Шерзод Юсупов — партнер второго крупнейшего совладельца банка Артема Аветисяна.

Что на самом деле могло стать причиной ареста менеджеров Baring Vostok

Как заявляют в самом Baring Vostok, уголовное дело стало результатом корпоративного конфликта в банке «Восточный» (Baring Vostok основной владелец банка «Восточный»). Выступая в суде в пятницу, 15 февраля, Калви обвинил в ложном доносе акционеров банка: члена правления «Восточного» Шерзода Юсупова и Артёма Аветисяна. Последнего Baring Vostok обвиняет в незаконном выводе средств из банка «Юниаструм» накануне слияния последнего с банком «Восточный» в 2017 году. Дело сейчас рассматривается в арбитражном суде Лондона.

«Предмет нашего спора в Лондонском суде заключается в том, что перед слиянием Юниаструм банка и „Восточного“ Артем Аветисян вывел из подконтрольного ему банка значительные суммы под видом фиктивных сделок, они покупали грибную ферму, консервный завод и тому подобное. Мы готовились к слиянию и не могли контролировать эти сделки», сказал Калви. Его слова приводит ТАСС.

Конфликт в банке «Восточный» — дело запутанное, но если коротко, там сложилось такое положение, что Baring Vostok хочет выпустить доэмиссию акций банка, чтобы его можно было спасти, сейчас банк «проблемный», но тогда доля в нём Артёма Аветисяна «размоется» до небольшой. Допэмиссия должна была пройти в апреле 2019 года.

Майкл Калви считает, что при помощи уголовного дела его пытаются убедить в увеличении цены акций, чтобы «таким образом уменьшить размытие доли господина Аветисяна в капитале банка».

Артём Аветисян, помимо прочего, директор направления «Новый бизнес» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ). Председатель Наблюдательного совета АСИ — президент РФ Владимир Путин. По данным издания The Bell, Артём Аветисян имеет тесные связи с российскими спецслужбами, в частности, дружит с сыном Николая Патрушева Дмитрием, ныне министром сельского хозяйства.

Неудивительно, что возбуждение уголовного дела и арест топ-менеджеров Baring Vostok многие интерпретировали так: в длящийся с 2017 года локальный «спор хозяйствующих субъектов» вмешались за одну из сторон «силовики», невзирая на все экономические и имиджевые издержки и последствия для России.

Комментарии и мнения о «деле Baring Vostok»

Глубину и полноту картины с «делом Baring Vostok» могут добавить мнения и реакции людей на случившееся.

Первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что необходимо разобраться в ситуации. «Нарушать закон никто не должен, будь то иностранец или россиянин. Тут нет разницы», — подчеркнул он.

А сооснователь и руководитель группы компаний «Яндекса» Аркадий Волож говорит, что ему «трудно представить, чтобы Майкл, да и вообще кто-то из Baring, делал что-то неприличное или незаконное. Они всегда были стандартом приличности и законности для рынка», — передал Волож «Интерфаксу» свою позицию по ситуации с Baring Vostok через пресс-службу компании.

Глава Сбербанка Герман Греф говорит, что Калви много сделал для привлечения инвестиций в страну. Греф добавил, что не знает деталей, но надеется, что это окажется недоразумением. О готовности поручиться за гражданина США заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов.

В соцсетях также довольно много высказываний по теме…