Posted 8 марта 2019,, 11:45

Published 8 марта 2019,, 11:45

Modified 31 января, 22:16

Updated 31 января, 22:16

Как менялись представления о секс-символах с начала XX века до наших дней

8 марта 2019, 11:45
Супер-тела звезд — до сих пор причина стресса миллионов мужчин, понимающих, как они далеки от культивируемого идеала.

Мужские стандарты красоты как будто считаются более консервативными, чем женские. А на российскую публику по-прежнему давит народная мудрость про «должен быть чуть красивее обезьяны». Что не правильно и даже губительно. На самом деле веяния моды постоянно влияли на наши представления о том, как должен выглядеть идеальный мужчина. Правда, до России многие тренды доходили с опозданием.

Мужчинам приходится соответствовать стандартам не меньше, чем дамам. Вспомните статуи древних греков и римлян — они выглядят даже более подкачанными, чем модели, рекламирующие нижнее белье в модных журналах. На заре цивилизации фигура и рост играли большое значение, но чем дальше, тем все большая и большая роль во внешнем виде отводилась одежде и прическам. Так, кавалеры XVIII века носили вычурные наряды и парики, а денди XIX века не брезговали корсетами.

Однако последние 150 лет именно тело вновь играет огромную роль в определении степени привлекательности. Например, в конце позапрошлого столетия в моду на какое-то время вошли мужчины с широкими талиями. Толстый живот был признаком достатка, и в США даже появились специальные клубы для тяжеловесов. Однако это был последний момент в истории, когда толстяк мог похвастаться своим строением.

Начало XX века подарило нам Голливуд и моду на актеров немого кино. Те должны были быть весьма стройными, чтобы танцевать, гарцевать и сражаться в кадре. Плюс, камера, как известно, добавляет несколько лишних килограмм, поэтому нужно было держать себя в форме. Но если 20-е годы прошлого века были временем джазового шика, проборов и гладко уложенных волос, то 30-е принесли с собой образ более физически активного мужчины, увлекающегося автомобильным спортом и авиацией. У него должны были быть широкие плечи и выраженные мускулы. Яркий пример — голливудский актер Кларк Гейбл, чьи тонкие усики сводили с ума многих женщин.

Эпоха 40-х была временем военных. Тренд того десятилетия — гладко выбритый мужчины в форме или костюме. В моде были красавцы с правильными и строгими чертами лица вроде Кэри Гранта и Грегори Пека.

Но строгие послевоенные годы сменились периодом бунтарства. Самый желанный мужчина 50-х — это, разумеется, Элвис Пресли. Он позволял себе фривольности — откровенные движения на сцене и игривый кок, который контрастировал с аккуратными стрижками 40-х. В кино тоже господствует образ загадочного, но далеко не идеального бунтаря-блондина с печальными глазами. Марлон Брандо, Пол Ньюман и Джеймс Дин были идеалами для женщин того времени. Обычные же мужчины продолжали стремиться к крупным формам. Мода того времени была, что называется, oversize. Чтобы производить впечатление, ты должен был стать большим хотя бы благодаря подкладкам на плечах.

60-70-е были периодом борьбы за мир. И вот широкие силуэты сменили довольно тщедушные фигуры секс-символов поколения — рок-звезд Джима Моррисона, Мика Джаггера и четверки из «Битлз». Это было время ярких нарядов и сексуальности. В моде был артистизм, а не нарочитая маскулинность. В Европе взошла звезда чувственного Алена Делона, в США вышли первые фильмы про Джеймса Бонда с Шоном Коннери в главной роли. И можно заметить, что тогда даже агент 007 не обязан был обладать кубиками пресса.

Но к 80-м годам в мир пришла моды не просто на мускулы, а на мускулы бодибилдеров. Безумные горы мышц стали предметом вожделения. Плакаты с Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне и Жан-Клодом Ван Даммом до сих пор висят в некоторых провинциальных «качалках» как напоминание об этой эре. Вместе с тем секс-символами того времени были в том числе глэм-рокеры. Еще никогда длинные волосы в сочетании с подведенными глазами, кожаными штанами, и различными металлическими заклепками не были так привлекательны.

«Грязные» образы остались актуальны и для гранжевых 90-х. Кумирами поколения были Курт Кобейн с запутанными волосами и неряшливой, но уже нарочито повседневной одеждой, а также еще не заматеревший Леонардо Ди Каприо. Однако в то же время в масс-медиа начал культивироваться образ «здорового» тела. Идеальный мужчина больше не должен был быть похожим на стероидное недоразумение, однако был обязан иметь выраженные линии груди и пресса, а также внушительные бицепсы. Так выглядели все спасатели из знаменитого сериала «Спасатели Малибу».

С тех пор требования к идеальному мужскому телу только ужесточались. В конце концов, начало XXI века стало эпохой метросексуалов. Ухоженность, укладки, мелирование и мужской маникюр перестали быть зазорными. Бренды нижнего белья и косметики начали активно эксплуатировать мужскую сексуальность, а их лицами становились футболист Дэвид Бекхэм и актер Брэд Питт.

Последнее десятилетие было временем нарочитой небрежности в гардеробе и повышенной мохнатости на лице (каких только усов и бород теперь не увидишь). В то же время представление о «ежедневной норме» мужского тела благодаря массовой культуре стали совершенно нереалистичными. В первых фильмах о супергероях, снятых еще в XX веке, актеры были были похожи на обычных дворовых ребят, если сравнить их с нынешними исполнителями главных ролей в блокбастерах от Marvel и DC. Как будто история сделала полный круг, и мы вернулись к античным статуям. Женщины сходят с ума по Крису Хемсворту (Тор), Генри Кэвиллу (Супермен), Крису Пратту (Звездный Лорд), Хью Джекману (Росомаха). Все они на экране обладают точеными фигурами без изъянов. Даже вовсе не супергеройский Райан Гослинг обнажает идеальные «кубики», если вдруг снимает футболку в кадре.

Впрочем, актеры признают, что ради нескольких секунд фильма им приходится тренироваться по два раза в день и есть куриную грудку с рисом и овощами несколько месяцев до съемок. Такой режим постоянно почти никто не поддерживает, так что идеальная фигура Тора — это лишь кратковременное явление. Столь типичное для эпохи Instagram, когда в кадр попадает лишь один удачный момент из миллиона посредственных. Но эти супер-тела — причина стресса миллионов мужчин, понимающих, как они далеки от культивируемого идеала.

Софья Мохова