Posted 16 июня 2002,, 06:57

Published 16 июня 2002,, 06:57

Modified 2 апреля, 13:19

Updated 2 апреля, 13:19

"Rammstein": замогильная "гнусь"

16 июня 2002, 06:57
Русским топором Петр Великий прорубил окно в Европу? На днях в это окно немецкие музыканты во второй раз просунут резиновые фаллоимитаторы!

17 июня 2002 года немецкая группа "Rammstein" дает концерт на стадионе"Петровский". Петербуржцев ждут грандиозные фейерверки и спецэффекты. Русскимтопором Петр Великий прорубил окно в Европу? На днях в это окно немецкиемузыканты во второй раз просунут резиновые фаллоимитаторы!

Сегодня российскому подростку проще сказать "раммштайновское", нежели"немецкое". Это относится к пиву, автомобилям и электронике. Российскиегастроли 2002 года обязательно привлекут в "пятую колонну" поколениетринадцатилетних подростков, которых восемь лет назад мог тревожить толькоприближающийся поход в первый класс и сбор школьного ранца. Этой осенью вранец современного первоклашки попадают тетрадки с цветными фотографиями ТилляЛиндеманна, фирменными авторучками "Rammstein" и ставший классикой альбом"Mutter" (2001).

Россия контужена телесериалом "Семнадцать мгновений весны". Поэтому однанаша страна на десятилетия вперед может обеспечить ротацию новых поколений,фанатически преданных "Rammstein". Взоры американцев притягиваются к"Rammstein", как к группе, добившейся завидного коммерческого успеха. Поющиеисключительно по-немецки, музыканты "Rammstein" достойны уважения. Для всегоостального мира они олицетворяют национальные идеалы современной Германии.Каждый их выездной концерт можно смело приравнять к заслуженной победе наконкурсе "Евровидение".

Может ли безобразное стать поводом для восторгов? Может ли культдисгармонии обеспечить заполняемость стадионов? Можно ли тягучим рассказом омертвом старике завоевать сердца гиперсексуальных тинейджеров? На все этивопросы "Rammstein" дает положительный ответ. Бесспорно, на концертах"Rammstein" зритель получает заряд энергии. Но какой энергии? И как за неепридется расплачиваться?

В спорах вокруг группы отчетливо наблюдается диалог трех поколений.Первооткрыватели и рок-ветераны говорят: "Эпатаж "Rammstein" отдаленнонапоминает вызывающее поведение участников англоязычной группы "Sweet" в еелучшие времена". Посетители первых концертов занимают совсем иную позицию:"Вчера нам нравились "Prodigy". Поэтому сегодня нравится Тилль Линдеманн".
Странно, что и после коммерческого успеха "Prodigy" за "Rammstein"сохраняется репутация "необычной группы". Для телезрителей, вскормленных каналом MTV ивспоенных пепси-колой, "Rammstein" есть "Rammstein". Фанаты уверены:немецкого вокалиста вообще ни с кем не сравнишь. Рейтинг Тилля Линдеманна выше чартовыхпозиций Моцарта. А все современники и ровесники заведомо уступаютмузыкальному гению, родившемуся 4 января 1963 года в городе Лейпциге (ГДР)...

"Rammstein" - сугубо мужской коллектив. Склонность к гомосексуальнойкультуре придает двусмысленность словам музыкальных критиков, называющихгруппу "секс-тетом". В начале 90-х годов три молодых человека бросили свои команды,чтобы петь вместе. Это были вокалист Тилль Линдеманн, гитарист Рихард Круспебарабанщик Кристоф Дум Шнайдер. Летом 1993 года безымянная троица победила наБерлинском городском рок-фестивале. И впервые получила доступ впрофессиональную студию. На терпкий запах победы откликнулись еще тримузыканта: гитарист Пауль Ландерс, клавишник Кристиан Лоренц по прозвищу"Flake" и бас-гитарист Оливер Райдель.

Душераздирающие звуки их музыки материализуют темные помыслы слушателей и нагнетают в молодые сердца избыточную извращенность. Тексты "Rammstein" и музыка "Rammstein" словно принадлежат двум разным группам. Тексты песен гораздо интереснее истории группы "Rammstein".Шесть немецких музыкантов основали группу "Rammstein" в январе 1994 года. Ичто? Далее никаких других заметных событий не отмечено. Становлениегруппы-середнячка не может быть поводом для дискуссий. Иное дело - немецкиестихи. Никакие ссылки на традицию романтизма не оправдают немецкую "гнусь",внедряемую "Rammstein" в души и сердца меломанов.

Как и многих россиян, меня раздражает замогильная музыка. Я не понимаю,зачем спускать в зал надувную лодку? Но я готов признать за метафорами"Rammstein" художественную глубину. Это как бы метафизическая поэзия ВиктораЦоя с двумя знаками "минус". Загадкой звучат слова: "И остается только рот,полный пепла" из песни "Пепел к пеплу" ("Asche zu asche"). В ночном мраке на"горящем кресте" злодеи забивают гвозди в персонажа, который через десятьдней "тайно" (?!) воскреснет. Для чего мертвецу из "холодной могилы" возвращатьсямир живых? Чтобы "встать коленями на лицо" слушателя, "погрузить палец впепел" и заставить очередную жертву "молить о милосердии". Эдгар По отдыхает...

Конечно, "Rammstein" далеки от неонацизма. "Квасной" патриотизм в Россиинеонацизм в Германии относятся (пока?) к неконкурентноспособным товарам. Но вэстетике "Rammstein" отчетливо заявлены образы и мотивы, пережившиеТретий Рейх.

Лучший видеоклип "Rammstein" снят в 1998 году по кавер-версии песни"Stripped" от старших товарищей из "Depeche Mode". Почему сразу последовалиобвинения в профашизме? Потому что режиссер клипа, по настоятельной просьбемузыкантов, сделал монтажные врезки из документального фильма "Олимпия"(1936), который снимала знаменитый фотограф и кинорежиссер Рейха Лени Рифеншталь...

Анатолий Юркин, Санкт-Петербург