Posted 20 января 2012,, 14:39

Published 20 января 2012,, 14:39

Modified 1 апреля, 03:06

Updated 1 апреля, 03:06

«Рысь» «Тигру» не товарищ

20 января 2012, 14:39
Минобороны РФ откажется от закупок отечественных броневиков «Тигр» и заменит их итальянскими IVECO, которые у нас будут называться «Рысь». Специалисты утверждают, что это поможет стимулировать отечественное направление военного автопрома.

Слухи о том, что Минобороны РФ намерено отказаться от закупок для российской армии бронированных машин ГАЗ-2975 «Тигр» (на фото) и заменить их итальянскими броневиками IVECO LMV M65, получившими у российских военных название «Рысь», ходили давно. Но только накануне стало известно, что это действительно произойдет, причем уже в 2014 году. Главной причиной такого решения военные называют отсутствие перспектив по модернизации российской машины. Сравнивая тактико-технические характеристики автомобилей, представители Минобороны, работающие в системе закупки вооружения, отмечают явное превосходство зарубежной марки, прежде всего, по степени защиты этого броневика, способного выдержать даже подрыв мощного фугаса.

Между тем, в ВПК сообщают, что у них уже готов «Тигр» с классом защиты 6A, который, по мнению экспертов, с практической точки зрения ничем не хуже итальянской «Рыси» и безопаснее для экипажа. Однако, утверждают они, если «Рысь» - это готовое техническое решение, которое можно просто использовать, то «Тигр» - это фактически направление российского автопрома, которое нужно поддерживать и развивать. При этом делается заключение, что Минобороны сейчас этим заниматься не хочет, а в случае закупок техники за рубежом переоснащение российской армии ставится в зависимость от политической обстановке в мире.

Действительно, еще свеж в памяти эпизод с закупкой французских вертолетоносцев «Мистраль». Эта инициатива была неоднозначно встречена российской военной общественностью и вызвала самые противоречивые мнения специалистов. Многие военные высказывали опасения, что подход министра обороны Анатолия Сердюкова негативно скажется на состоянии российской оборонной промышленности и погубит отечественные разработки. Однако на сегодняшний день строительство французских кораблей для российского Тихоокеанского флота уже началось. Хотя, как и отмечал ранее «Росбалт», целесообразность такого шага нужно рассматривать не в военном, а в политическом аспекте.

Что же касается «Рыси» то, как пояснил «Росбалту» ответственный редактор еженедельника «Независимое военное обозрение» Виктор Литовкин, «мы не покупаем IVECO, мы покупаем технологии, конструкцию и те элементы, которые необходимы, чтобы создать машину, похожую на IVECO». «Российская оборонка застыла на рубеже конца 1980-х – начала 1990-х годов прошлого века, - продолжил эксперт. - Долгое время не было понимания того, что же необходимо для современной войны. Поэтому Сердюков и его команда предлагают обратить внимание на имеющийся зарубежный опыт, но не для того, чтобы снабжать российскую армию западными вооружениями, а для того, чтобы на базе зарубежных предприятий делать современную боевую технику, более мощную, функциональную, защищенную и комфортную для солдата».

Отметим, что в конце прошлого года в одном из интервью Анатолий Сердюков заявил о необходимости стимулирования «оборонки» закупками иностранной техники. «Мы хотим побудить промышленность к созданию современных систем вооружения. Решить эту задачу можно как за счет собственных разработок, так и созданием кооперационных отношений с иностранными компаниями. А это закупка лицензии, организация совместного производства вооружения, техники, комплектующих и отдельных узлов на нашей территории», - сказал Сердюков. Кроме того, по словам министра, благодаря периодическим закупкам военной техники за рубежом, Минобороны сможет более объективно формулировать требования к российским разработкам. В том же интервью глава Минобороны отметил, что основной целью проводимой политики в сфере развития ОПК является вывод производственных мощностей на уровень 80-х годов, а также сокращение технологического отставания в некоторых отраслях военной промышленности.

«Позиция Минобороны заключается в том, чтобы закупать технику, отвечающую требованиям современной войны, то есть ту технику, которая, кроме прочего, могла бы сберегать жизнь личного состава», - прокомментировал «Росбалту» решение отказаться от закупок «Тигров» военный эксперт, член общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко. «Главное достоинство «Рыси» заключается в наличии бронекапсулы, способной выдержать подрыв на фугасах и минах. Соответственно, при прямом конкурсном сравнении «Рыси» и «Тигра», «Рысь» однозначно выигрывает», - отметил он.

Таким образом, по мнению эксперта, с точки зрения показателей защищенности делается выбор в пользу итальянской марки бронетехники. «Все процедуры закупок в Минобороне проводятся на конкурсной основе, - напомнил собеседник «Росбалта». - Если «Военно-промышленная компания» и Арзамасский машиностроительный завод имеют в портфеле разработок технику, как утверждают их представители, обеспечивающую соответствующую защиту по классу 6А, и если конкурсная комиссия подтвердит, что «Тигр» лучше «Рыси», думаю, никаких проблем не будет. В конце концов, есть возможность оспорить решение о закупке итальянского бронеавтомобиля». Собеседник «Росбалта» напомнил заявление вице-премьера Дмитрия Рогозина о необходимости поддерживать продукцию отечественных производителей. «Патриотизм – патриотизмом, но здесь должно быть честное соревнование».

Впрочем, Игорь Коротченко намекнул и на еще одну составляющую в истории о бронетранспортерах. «Тигры» - это отдельный сегмент автомобильного бизнеса господина Дерипаски. Ему либо нужно более активно лоббировать продукцию подведомственных ему предприятий путем легальных схем, либо перестраивать производство с тем, чтобы дать конкурентоспособную, по сравнению с итальянской, продукцию», - считает Игорь Коротченко.

Между тем Виктор Литовкин утверждает, что российское военное автомобилестроение не находится сейчас на задворках. «У нас есть замечательные КАМАЗы, Уралы, КРАЗы, арктические вездеходы - тяжелые машины, которые прекрасно выполняют свою роль, - говорит эксперт. - Но бронированные автомобили устарели. Сердюков поставил задачу создать три новые «платформы»: для танка, для средней и легкой бронированной техники. Пока же наша промышленность будет их создавать, временной мерой станет покупка зарубежной техники». «Российские КБ должны на основе передового зарубежного опыта создать что-то свое», - отметил Литовкин.

Такого же мнения придерживается и Игорь Коротченко. По его словам, положительным моментом является то, что сборка итальянской техники будет вестись на российском заводе, а иностранные технологии будут внедряться в практику, применительно к условиям российского сегмента военной автомобильной промышленности. «Вопрос локализации и глубины передачи лицензии – это вопрос переговоров. Естественно, России нужно исходить из того, чтобы поэтапно переходить на собственное производство всех необходимых комплектующих и обязательно предусматривать обязательство страны-продавца передавать технологии стране-покупателю, максимально углубляя первоначальную лицензию», - заключил военный эксперт.

Исходя из этих точек зрения, уместно провести определенную аналогию с идеей создания в конце 1960-х - начале 1970-х годов прошлого века советского автомобиля «Жигули» при сотрудничестве с итальянским концерном ФИАТ. Кстати, специалисты утверждают, что построенная на основе ФИАТ-124 знаменитая «копейка», была на тот момент гораздо лучше и прогрессивнее. Однако если итальянские автомобилестроители продолжили разрабатывать и производить новые модели, то «генералы» советского автопрома решили, что от «буржуев проклятых» больше ничего не нужно, и политического решения развиваться не последовало. Следовательно, не было и технологического рывка, а советские и затем российские потребители долгие годы продолжали эксплуатировать устаревшие модели.

Дмитрий Пановкин