Posted 18 мая 2016,, 18:46

Published 18 мая 2016,, 18:46

Modified 31 января, 10:14

Updated 31 января, 10:14

Дачникам грозят стандартом

18 мая 2016, 18:46
В Подмосковье разработали хартию дачников. Пока она носит рекомендательный характер, но уже через год-два на ее основе намерены принять закон, за которым последуют и штрафы.

Новый документ - некий свод общих правил, по которым теперь придется жить всем местным СНТ. Чем обернется нововведение для садовых товариществ, выяснял «Росбалт».

Как заявил заместитель председателя Московской областной думы и председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин, принять такой документ попросили сами дачники: «по СНТ столько норм, мы не знаем, чем руководствоваться». Это было в 2014 году — на первом форуме дачников и садоводов. Тогда же, по словам депутата, министерство ЖКХ Московской области взялось разрабатывать региональный стандарт содержания и благоустройства подмосковных СНТ, который предполагалось принять в виде постановления правительства области. Однако в самый последний момент, по словам собеседника «Росбалта», дачники вдруг передумали, поскольку постановление — документ, обязательный к исполнению, который грозит штрафами, в то время как далеко не все дачники способны соблюсти прописанные требования.

«Мы провели собрания и конференции в каждом районе, каждом СНТ, провели два форума — в Одинцово и в Химках, на которые собрались председатели всех крупных СНТ. В результате в этом году была принята хартия — документ рекомендательный. Он не обязывает, а скорее обозначает некие правила существования СНТ», - подчеркнул Чаплин.

Вот лишь некоторые из рекомендаций:

«Въезд на территорию объединения по решению общего собрания оборудуется воротами или шлагбаумом с электромеханическим приводом или открываемым вручную, а также наружным освещением».

«Освещенность в горизонтальной плоскости у въездных ворот и территории гостевой автостоянки рекомендуется не менее 1 лк».

«Ворота или шлагбаум на въезде на территорию объединения должны круглосуточно обеспечивать свободный проезд транспортных средств экстренных и надзорных служб».

«Улицы и проезды объединений оборудуются твердым покрытием (железобетонным, бетонным, асфальтобетонным, щебеночным или улучшенным грунтовым покрытием), содержатся в чистоте и освещаются в темное время суток средствами наружного освещения».

«Расстояние от жилого строения (или дома) и погреба до уборной следует предусматривать не менее 12 метров, а от колодца или иного водного устройства до уборной и компостного устройства не менее 8 метров».

«Высадка деревьев и кустарников на земельных участках общего пользования объединения допускается только по решению общего собрания».

По словам Чаплина, в этих положениях нет ничего неразумного. Так, для того, чтобы «скорая» могла легко добраться до нужного места, перед въездом в СНТ следует устанавливать табличку с его названием. Требование о том, чтобы на информационных щитах при въезде были указаны телефоны пожарной, «скорой» и председателя правления тоже весьма логичны и обоснованы. «Сегодня некоторые СНТ превратились в бизнес: члены правления весной собирают членские взносы и в течение года больше не появляются. И этом при том, что у нас есть СНТ по 2-3 тыс. членов, где сумма взносов достигает 20-30 млн рублей», - заметил собеседник «Росбалта».

«Определенные правила касаются жизни внутри СНТ: решил содержать более трех собак — согласуй с правлением, решил завести свиней — согласуй с соседями, решил содержать пчел — согласуй на общем собрании», - подчеркнул он.

Понятно, что многие СНТ этим правилам не соответствуют. Однако, по словам депутата, почти 50% садовых товариществ вполне вписываются в принятую схему. А остальные, возможно, и рады бы подтянуться, но все упирается в деньги.

На практике многие члены СНТ игнорируют общие взносы. То, что удалось собрать, раскидывают на первоочередные нужды, и хватает этой суммы далеко не на все. Проблемы копятся годами. При таком раскладе перспектива собрать денег на новое дорожное покрытие выглядит не слишком реалистично. А если за отсутствие дорог начнут штрафовать?

В беседе с корреспондентом «Росбалта» Чаплин успокоил: «никто насаждать эти правила в виде закона не собирается. Такой политической воли у нас нет».

Между тем, на сайте правительство МО черным по белому, со ссылкой на пресс-службу того же Чаплина, сказано, что превращение хартии в региональный закон о дачниках и садоводах неизбежно: «в него (принятый документ, хартию - «Росбалт») мы свели все требования из законов и всю хорошую практику, которую наработали наши садовые товарищества. Хартия – документ, который мы будем шлифовать год-два для того, чтобы принять закон Московской области о дачниках и садоводах. Я думаю, что это будет первый региональный закон, который будет регулировать деятельность и жизнь наших дачников и садоводов».

При детальном рассмотрении документ вызывает немало вопросов. Первый — добровольность его исполнения. «В хартию включены нормы действующих законов Московской области, за неисполнение которых установлена административная ответственность, поэтому говорить о том, что она носит исключительно рекомендательный характер, я бы не стала. Вот, например, статься шестая: «площадки для установки мусоросборников размещают, как правило, на въезде на территорию, оборудуются с трех сторон ограждениями не менее 1,5 метров, асфальтовым или бетонным покрытием и так далее». Это — норма закона, ее выполнение обязательно», - заметила зампредседателя совета межрегиональной общественной организации «Московский союз садоводов» Полина Тришина.

Таким образом, многое из того, что прописано в хартии, уже работает. Просто, видимо, далеко не все об этом знают.

Кроме того, по словам Тришиной, переписав положения из действующих нормативных актов, авторы документа позволяют себе весьма вольную их трактовку. В качестве примера она привела один из пунктов хартии, который гласит, что «правообладатели земельных участков оформляют в соответствии с требованиями законодательства РФ и правовыми актами Московской области правоустанавливающие документы на свои земельные участки, в том числе документы о постановке на кадастровый учет и регистрации прав».

«Но дело в том, что законодательство Московской области здесь не работает — только закон РФ, а он не обязывает дачников оформлять такие документы, - заметила эксперт. По ее мнению, «тут авторы преследуют цель — пополнить бюджет области от поступлений земельного и имущественного налога».

В тех же случаях, когда положения носят действительно рекомендательный характер, авторы говорят, как должно быть, но совершенно не предлагают механизмов, как это сделать.

«В хартии говориться: при устройстве ограждений территории объединения не должны нарушаться права смежных землепользователей и иных лиц; владельцам участков следует своевременно уплачивать взносы за электроэнергию... А если нарушают, не уплачивают, то что? Никакого решения хартия не предлагает», - посетовала собеседница «Росбалта».

Главный пункт документа, который вызвал волнение в рядах садоводов (он же — самый дорогостоящий) — дороги. Хартия предлагает мостить их твердым покрытием: железобетонным, бетонным, асфальтобетонным, щебеночным и так далее. «Здесь нужно отметить, что в разработке проекта принимали участие не самые бедные садоводы Московской области, в том числе, из объединений, которые существуют довольно давно, и благоустраивать которые помогали еще предприятия. Если мы возьмем современный СНТ конца 1990-х, когда землю давали льготникам, там ситуация иная», - заметила Тришина.

Кроме того, что на устройство дорог с твердым покрытием у многих СНТ просто нет денег, есть и еще один момент, на который обратила внимание собеседница «Росбалта». «Во многих садоводческих объединениях, где нет таких 10-метровых заборов, как в Малаховке, дети гуляют на улице. Садоводы отказываются асфальтировать дороги, чтобы ограничивать скорость движения автомобилей по территории СНТ. Если где-то асфальтовые дороги все же делают, следом идет поток жалоб и вопросов о том, как запретить ездить со скоростью 100 км/ч», - добавила собеседница «Росбалта».

Более того, она указала на то, что «смета утверждается общим собранием, и если члены СНТ против строительства дорог, значит, ни в смете, ни на практике дорог не будет. Вот эта взаимосвязь авторами не учтена».

Что касается пункта об установке фонарей, по словам Тришиной, многие СНТ 1990-х годов расположены в полосах под линиями электропередач, где в принципе запрещено устраивать освещение. То есть, многие моменты авторы хартии попросту упустили из виду.

Вызвать споры может даже безобидное положение о размещении детских площадок, например, в случае, если решением общего собрания площадку установили радом с забором одного из членов СНТ. «В этом случае он лишается не только покоя, но и денег: вряд ли удастся продать садовый домик с таким соседством за те же деньги, что до установки детской площадки», - пояснила она.

По мнению собеседницы «Росбалта», сама идея создать единый документ, в котором были бы собраны все нормы, которые регулируют деятельность СНТ, была чудесной. «Большинство садоводов живут по принципу: это наше - что хотим, то и делаем. Год назад мы предполагали, что документ разъяснит, что должно быть в соответствии с законодательством, что будет, если этого не сделать, и какие существуют альтернативные варианты. Что получилось в итоге? Невозможно определить, какие из пунктов являются обязательными, потому что нет ссылок на законы. Не выделены нормы, которые носят чисто рекомендательный характер. Не заложено никаких механизмов решения проблем. Терминология надергана из разных законов, структура документа весьма странная. Более того, в хартии явно просвечивает лоббирование интересов некоммерческой организации - садоводам предлагают размещать на стендах при въезде информацию об НКО, руководителем которой является депутат Мособлдумы», - полагает Тришина.

Рассуждая о возможных последствиях принятия подобного документа в качестве закона, собеседница «Росбалта» обратила внимание на один интересный факт: «В Севастополе, Москве и Питере нет своих земель, чтобы выделять горожанам для садоводства. Они ездят на дачи в другие субъекты, следовательно, они не голосуют. То есть, москвичи для Московской области — доноры, которые не могут участвовать в выработке решений, принимаемых Мособлдумой. Они не принимают участия в выработке положений по местным законам, в том числе, об установлении ставки земельного налога. Их обложили данью, и влиять на это они никак не могут — они не избиратели в этом регионе».

С тех самых пор, как на горизонте замаячила перспектива появления такого закона, садоводы начали интересоваться вопросом закрытия юрлиц — СНТ. «Взять, например, КоАП. Штрафы для физлиц — 300 рублей, должностных лиц — 5 тыс. рублей, юрлиц — 500 тыс. рублей. Возникает вопрос, если ничего не изменится (землю не могут отнять — она в собственности), то зачем платить полмиллиона, если можно заплатить 500 рублей? Так вот, если чиновники будут увеличивать финансовую нагрузку в виде штрафов на юрлица, СНТ начнут ликвидироваться, и тогда правительству Московской области и ее административно-технической инспекцией придется иметь дело не с 10 тыс. юридических лиц — СНТ, а с 3 млн физических лиц — садоводов, которых, простите, еще найти нужно», - считает Тришина.

По ее словам, кое-где садовые товарищества уже существуют без оформления юридического лица. Всех остальных дачников от закрытия юрлиц до сих пор удерживает лишь неумение договариваться.

Анна Семенец