Posted 24 мая 2016,, 13:14

Published 24 мая 2016,, 13:14

Modified 31 марта, 03:14

Updated 31 марта, 03:14

«Зависеть от воли мецената — всегда риск»

24 мая 2016, 13:14
Как зарабатывать на добрых делах и почему это надежнее благотворительности, рассуждает директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева.

Социальное предпринимательство развивается чаще в тех областях, где одних лишь усилий государства сегодня недостаточно для решения проблем. В перспективе такого рода бизнес сможет взять часть государственных функций на аутсорсинг. Об отечественном опыте рассуждает российский экономист, менеджер, директор фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Наталия Зверева.

— Какие вызовы стоят сегодня перед обществом? Скажем, в Германии это беженцы. Что у нас?

— На мой взгляд, у нас нет какого-то одного «кричащего» вопроса, скорее — набор проблем, требующих решения: доступность качественной медицины и образования, слаборазвитая инфраструктура отдаленных регионов, нехватка рабочих мест для тех, кто не может в полной мере конкурировать на рынке труда (люди с ограниченными возможностями, многодетные и одинокие матери), социализация бывших заключенных и воспитанников детских домов, преодоление дефицита социальных услуг, экологические проблемы, возрождение малых городов и так далее.

Способно ли дать на них ответ социальное предпринимательство?

— В той или иной степени да. Практически для любой социальной проблемы есть несколько механизмов решения: государственное финансирование, благотворители или социальное предпринимательство. Бюджетных денег физически не может хватить на все и на всех. Кроме того, государственные механизмы не всегда эффективны. Благотворительное движение — важная часть зрелого общества. Вспомним, что до революции большая часть больниц и приютов строилась именно на частные пожертвования.

Одновременно зависимость исключительно от доброй воли мецената — это всегда определенный риск. Это, в частности, продемонстрировал 2008 год, когда в одночасье сотни благотворительных проектов остались без финансирования. Кстати говоря, именно кризис 2008—2009 годов дал толчок развитию российского социального предпринимательства. Многие поняли, что достаточно большой набор социальных задач, решавшихся до этого преимущественно усилиями благотворителей, можно и нужно решать с помощью механизмов, обеспечивающих экономическую независимость, то есть с помощью предпринимательства. Социальный бизнес делает социальную систему страны более устойчивой и гибкой. Кроме того, социальное предпринимательство уникально тем, что в процессе решения определенных проблем, оно развивает экономику: создает рабочие места, инфраструктуру, производства, улучшает предпринимательскую среду.

— Социальных предпринимателей часто упрекают в нечестности: «они же зарабатывают!», путая его с благотворительностью. Скажите, это все-таки про помощь, или про бизнес?

— Это про помощь через включение в решение социальных проблем бизнес-подходов. На самом деле, в российском социальном предпринимательстве более актуальна противоположная проблема: приходят мотивированные люди из некоммерческой сферы, которым психологически трудно переориентироваться на предпринимательский тип мышления. Их нужно учить тому, как зарабатывать, чем мы, в частности, занимаемся в «Лаборатории социального предпринимательства», которую открыл Фонд «Наше будущее».

Важен баланс. Не будете уделять внимания коммерческой составляющей, не заработаете денег, следовательно, проект не состоится. Уйдете с головой в бизнес, оставите социальную проблематику на периферии, кому-то другому придется заниматься той проблемой, которая стала вам не интересна. Но в текущих экономических условиях, на мой взгляд, фактор финансовой устойчивости для социального бизнеса даже более важен: чем больше будет экономически состоятельных социальных предприятий, тем лучше. Так что, когда социальные предприниматели умеют зарабатывать — это отлично!

— Каким вы видите будущее социального предпринимательства?

— Есть общемировая тенденция перевода части социальных услуг на аутсорсинг. Например, вам необходимо отдать ребенка в детский сад — государство выделяет определенное подушевое финансирование, а вы уже сами решаете, воспользоваться услугами муниципального или частного детского сада. То же самое — с услугами для пожилых людей, медицинской помощью и так далее. Социальные предприятия зачастую за те же деньги способны предоставить более качественный сервис, поэтому будущее социального бизнеса — во взаимодополняющем партнерстве с государством. Социальный бизнес должен стать органичной частью общей социальной системы страны. Кроме того, успешно развивается партнерство социального бизнеса с крупными компаниями, которые все чаще — в рамках реализации программ корпоративной социальной ответственности — инвестируют средства не в благотворительность, а в создание постоянно действующих механизмов решения той или иной социальной проблемы. В частности, речь идет о таких компаниях, как «Металлоинвест», «СУЭК», «Норильский никель», «Лукойл» и многих других.

— Можно ли воспринимать социальное предпринимательство само по себе как социальный лифт?

— Безусловно. Причем соцбизнес — это социальный лифт как для создателей, так и для получателей социальных услуг. С одной стороны, социальному предпринимателю легче найти поддержку и финансирование, ведь к таким проектам априори больше общественного внимания. Плюс есть специализированные программы и фонды, помогающие стартапам в этой области. С другой стороны, проекты, которые создают социальные предприниматели, часто служат социальным лифтом для незащищенных слоев населения. Например, благотворительный магазин Charity Shop трудоустраивает бездомных, выпускников детских домов и интернатов — людей, у которых практически нет шансов получить работу на современном рынке занятости. И для многих из этих людей эта работа становится самым настоящим вторым шансом, возможностью начать все сначала.

— Где это сильнее развито: крупные мегаполисы или глубинка?

— Первые проекты тяготели к крупным городам, поскольку в них быстрее распространяется информация и подхватываются инновации, но сегодня социальное предпринимательство довольно успешно развивается и в столицах, и в региональных центрах, и в малых городах и поселках. Просто характер проектов разный — в зависимости от социальной проблематики. Например, где-то в отдаленной деревне даже пекарня может расцениваться как социальное предприятие, если автолавка со свежим хлебом приезжала только два раза в неделю.

— Чем помогает государство? Как отражен этот вид деятельности в законодательном поле?

— В последние годы государство все чаще обращает внимание на социальное предпринимательство — о нем стали говорить первые лица страны. Законодательно закреплено требование при проведении государственных тендеров резервировать за малым бизнесом квоту в 15%, хотя это требование пока соблюдается с большим трудом. Довольно успешно действуют центры инноваций социальной сферы — они призваны координировать все виды помощи социальным предпринимателям: от информационной до финансовой. Там, где поддержке социального предпринимательства уделяется должное внимание, результат не заставляет себя ждать: появляются интересные, эффективные проекты. Могу отметить усилия властей Ханты-Мансийского автономного округа, Башкортостана, Татарстана, Архангельской области, Алтайского края.

Что касается законодательного статуса социального бизнеса, то пока, к сожалению, у нас в стране он не закреплен. Мы активно работаем над этим с профильными комитетами Государственной думы и такими организациями как Торгово-промышленная палата. Думаю, что это — вопрос ближайшего будущего.

В этом году премию в области социального предпринимательства «Импульс добра» получил Илья Ковалев — глава АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу», при поддержке которого в 7 регионах появились новые машины «скорой помощи», и не 2-3, а 400. Получается, в некотором смысле социальное предпринимательство подменяет собой государство, делает то, до чего у чиновников не доходят руки?

— Не думаю, что было бы правильно так формулировать и говорить о том, что социальный бизнес подменяет государство. На самом деле, сегодня становится все более очевидным, что эффективное решение социальных проблем не может быть делом какой-то одной организации или структуры. Сегодня как никогда в социальной сфере важно сотрудничество самых разных структур и организаций, важно межсекторное взаимодействие, в которое будут включены как органы государственной власти, муниципалитеты, так крупный бизнес, некоммерческие организации и, конечно же, социальные предприниматели. По моему глубокому убеждению, только такое сотрудничество даст тот самый синергетический эффект, который поможет в решении проблем общества, актуальных сегодня.

Беседовала Анна Семенец