Posted 27 сентября 2016,, 14:56

Published 27 сентября 2016,, 14:56

Modified 31 марта, 01:45

Updated 31 марта, 01:45

Кризис дошел до строителей

27 сентября 2016, 14:56
Застройщики начнут уходить с рынка, крупные игроки будут поглощать мелких. Но даже на грани банкротства компании вряд ли станут снижать цены на жилье.

Кризисные настроения и вызовы, которые экономика России ощутила на себе год-полтора назад, начинают отражаться в строительной отрасли. Однако, полагают эксперты, цены застройщики будут держать до последнего.

По итогам 2016 года снижение объема ввода жилья будет, скорее всего, не критичным, считает руководитель группы управления проектами Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Федор Выломов. Но нужно понимать, что основную долю вводимого жилья сейчас составляют проекты, начатые в докризисные времена, отмечает он. Сейчас застройщики держатся выжидательной стратегии, и новые проекты стараются не начинать.

«Строительные компании столкнулись сразу с рядом проблем: с одной стороны, постепенно вымывается платежеспособный спрос. Чтобы его поддержать, необходимо снижать итоговую стоимость жилья. Со стороны банков на текущий момент снижение происходит посредством субсидирования ипотечной ставки, а вот факторов снижения стоимости со стороны застройщиков мало, — отметил Выломов. — С другой стороны, стоимость строительных материалов имеет тенденцию только к увеличению, новые поправки в закон о долевом строительстве накладывают на застройщиков, особенно региональных, дополнительную финансовую нагрузку. Есть риск того, что „маленькие“ застройщики просто уйдут с рынка. Завершат проекты и не будут начинать новых. Крупные застройщики будут поглощать мелких и может возникнуть олигополия или даже монополия на региональных рынках. Это в свою очередь будет способствовать росту цен».

Заместитель директора Института экономики недвижимости и налогового менеджмента ВШЭ Вадим Засько заметил, что наиболее уязвим сегодня сегмент эконом-класса — 145-160 тыс. рублей за квадратный метр. «Объекты, начатые в 2014—2015 годах, могут даже немного снизиться в цене — на 10-15%. Тут же фиксируется и некоторое сокращение объемов строительства. Это говорит о том, что данный сегмент более зависим от конъюнктурных изменений», — заметил он. Некоторый застой в строительстве и реализации жилья происходит в сегменте элитной недвижимости — 280 тыс. рублей за «квадрат» и выше. При этом, как подчеркнул Засько, в отношении жилья бизнес-класса — порядка 200 тыс. рублей за «квадрат» — спада в объемах строительства или снижения цен не происходит. По крайней мере, в Москве.

В целом же, по словам эксперта, ситуация на рынке неоднозначная. Зачастую все зависит от конкретного застройщика, девелопера или объекта. При этом, рассчитывать на какие-то уступки со стороны компаний, по мнению Засько, покупателям пока не стоит. «К сожалению, рынок недвижимости настолько монополизирован в нашей стране — от производства строительных материалов до окончательного строительства объектов, что снижение покупательной способности провоцирует не снижение цен, как в промышленно развитых странах, а сокращение предложения. Это все позволяет удерживать цены на достаточно высоком уровне», — заметил он.

В то же время, столкнувшись с кризисом, застройщики начинают внимательней подходить к новым инвестициям и все чаще оглядываться на потребности покупателей: снижать общую площадь квартир, увеличивать долю жилья с отделкой, предлагать заключать договоры долевого участия (ДДУ) без предварительного взноса, отметили в аналитическом департаменте Ассоциации застройщиков Московской области.

По данным ассоциации, доля договоров долевого участия с ипотекой в регионе растет: c 34% в первом полугодии 2015 года до 47% в первом полугодии 2016 года. Несмотря на кризис, пока держится спрос на проекты комплексного освоения территории с продуманной инфраструктурой, отмечают аналитики. «Такие проекты конкурируют в цене с московскими, расположенными на территории бывших промзон. Отдельные стройки привлекают по 200-300 покупателей в месяц, а это уникальные показатели для рынка», — подчеркнули в ассоциации. Однако в ближайшее время эксперты прогнозируют снижение темпов строительства жилья в регионе, объясняя это низкой рентабельности проектов.

При внешнем благополучии стройки в Подмосковье закрываются, застройщики уходят с рынка. По официальной статистике, за год с рынка Московской области ушло порядка 10% компаний. В ассоциации успокаивают: в большинстве случаев — это не банкротство, а уход с рынка после завершения проекта.

Анализ результатов последних ежеквартальных предпринимательских опросов, проводимых Росстатом (в опросе за третий квартал 2016 года участие приняло 6,5 тыс. подрядчиков), показал, что сами участники рынка оценивают ситуацию весьма пессимистично.

Как подчеркнул директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович, для этого есть все основания. «В первом полугодии текущего года рентабельность в строительной отрасли оказалась самой низкой среди базовых отраслей экономики — 3,5%. Для сравнения, у отрасли „рыболовство и рыбоводство“ рентабельность в первом полугодии составила 60%», — заметил он.

По словам Остапковича, в сложившихся условиях домашние хозяйства откладывают покупку жилья «на потом». Причем, сами подрядчики повлиять на ситуацию практически не могут, если только не начнут повальный демпинг на свои услуги. Однако данный механизм уже задействован на полную мощность, и дальнейшая его интенсификация приведет к нулевой рентабельности строительного бизнеса и увеличению банкротств строительных организаций.

«Конечно, любые финансово—экономические кризисы не продолжаются вечно. И что произойдет на рынке недвижимости, когда в начале периода подъема на подрядчиков со стороны экономических агентов и населения обрушится навес отложенного спроса — это большой вопрос. Хотя о начале подобных ценовых и производственных событий на строительном рынке и рынке производства стройматериалов, по-видимому, как минимум, в ближайшие три года можно не беспокоиться», — считает Остапкович.

По его словам, сегодня практически нормой стали срывы сроков ввода объектов в эксплуатацию и их удорожание. Причем данная тенденция характерна как для крупных подрядчиков, так и для малого строительного бизнеса.

Эксперт подчеркнул: по данным Росстата, на строительном рынке страны в первом полугодии текущего года функционировало около 30% убыточных строительных организаций. «Конечно, моментная убыточность имеет весьма слабое соответствие с банкротством компаний. В любое время при появлении новых заказов строительные организации могут резко поменять свой статус на противоположный.

Однако, как показывают итоги последних опросов, на строительном рынке сегодня работают примерно 16—18% хронически неблагоприятных в финансово—производственном отношении строительных организаций. Респонденты из этих строительных компаний продолжительное время регулярно сообщают об ухудшении финансовой ситуации, падении спроса на услуги своих организаций и снижении физического объема выполняемых строительных работ.

Фактически это означает, что 16—18% компаний сегодня находятся в предбанкротном состоянии. Причем доля таких фирм выросла за последний год примерно на 1—2%», — подчеркнул Остапкович.

Он обратил внимание, что финансовые и спросовые проблемы характерны не только для малых строительных фирм, но и для таких крупных игроков, как «Су—155», «Трансстрой», «Волгомост». «По—видимому, появились серьезные долговые проблемы у „Мортона“. Скорее всего, кредитная нагрузка „Мортона“ привела владельцев этой компании к мысли о продаже своей компании вместе с долгами. А ведь все перечисленные компании совсем недавно были одними из крупнейших игроков на своих сегментах строительного рынка в стране», — высказал мнение эксперт.

Продолжает расти просроченная задолженность застройщиков перед банками. Так, просрочка строителей составила на конец июня 2016 года 55,1 млрд рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 17,5%. «Общий объем просроченной задолженности за этот период по экономике в целом составил 319,9 млрд рублей, а темп роста с прошлым годом — 101,2%. Получается, доля строительной просрочки составила 17,2% от общей по экономике», — подчеркнул Остапкович.

«Очевидно, что почти все участники рынка — продавцы, девелоперы, строители, поставщики стройматериалов — испытывают серьезные экономические затруднения. То есть, лихорадит всех. Каким образом это скажется на том или ином участнике рынка, зависит от его опыта, управленческого персонала, наличия собственных активов, материальной базы, величины кредитного портфеля, от того, сможет ли он перераспределить ресурсы, чтобы довести какие-то проекты, а какие-то законсервировать», — отметил член Совета Федерации, председатель общероссийского общественного движения «Комитет помощи: Жилье, Земля, Люди» Антон Беляков.

Но затруднения в отрасли довольно серьезные, и, по мнению эксперта, дальше положение будет только усугубляться.

«Сначала спрос будет компенсирован за счет перехода покупателей из премиального сегмента в бизнес, из бизнеса — в эконом, ростом спроса на аренду. Кто-то из застройщиков, кстати, может переориентироваться на строительство доходных домов. Уже сейчас компании видят свободную нишу. Для тех, кто готов вложить сюда деньги, арендное жилье может стать своего рода спасением. Но денег нужно много. Просто построить здесь недостаточно — нужно сделать чистовую отделку, приобрести какую-то недорогую мебель. Это другие затраты и другие сроки окупаемости», — заметил собеседник «Росбалта».

По его словам, в обозримом будущем нас ждет стагнация, дальнейшее снижение потребительского спроса, массовое банкротство строительных и девелоперских компаний.

«По степени проблемности для рынка, по количеству обманутых дольщиков, полагаю, что кризис, в котором мы находимся сейчас, будет значительно более сложным, чем кризис 2003—2007 годов. В 2007 году у нас было 87 тыс. невыполненных договоров по строительству жилья (более 250 тыс. человек). Думаю, сегодня порог в 100 тыс. договоров мы уже перешагнули, просто сами люди пока об этом не догадываются — верят обещаниям застройщиков, что весной стройка возобновится», — отметил Беляков.

Хотя, конечно, есть и позитивные сдвиги, заметил в свою очередь Остапкович. Создается электронная база новых строительных норм, пересматривается система ценообразования, решаются проблемы с обманутыми дольщиками вплоть до обязанности покупки только готового жилья.

«Наверняка в ближайшее время мы увидим снижение ставки по ипотеке, рост количества выданных кредитов и повышение Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) верхних лимитов представляемых займов», — считает эксперт.

В последний день заседания Госдумы шестого созыва в окончательном чтении приняты три нормативных акта, регламентирующих строительную деятельность. Особое влияние данные законы могут оказать на реформу долевого участия и саморегулирования в строительстве. «Вполне реально в ближайшей перспективе появление государственного компенсационного фонда долевого строительства. Как эти и другие позитивные, на первый взгляд, изменения будут реально действовать, покажет только время», — заключил он.

Анна Семенец